Тавосин Б.П.

Рейтинг:   / 0

Воспоминания о заводе Бориса Павловича Тавосина

 

На завод мы с приятелем (Трошанов А.Е.) из г.Горького прибыли в г.Тюмень в апреле 1950г. О Тюмени мы знали немного, областной город, уютный пединститут, ряд предприятий.

Приветливый народ (добрый), хороший крытый рынок, деревянные тротуары, ходят все в телогрейках – вот, пожалуй, и все сведения.

С железнодорожного вокзала на небольшом автобусе №1 добрались до судостроительного завода.

П/я 45 – это конечная остановка. От загородного сада до завода дорога шла через болото по высокому земляному валу. В конце вала по левую сторону было длинное одноэтажное деревянное здание, в котором находились: продуктовый магазин, спортзал, клуб, столовая. По правую сторону стояло деревянное двухэтажное здание на краю болота. На первом этаже его размещались: отдел кадров, профком, ОКС, парикмахерская. На втором этаже: партком, зал заседаний, библиотека.

В отделе кадров состоялось первое знакомство с начальником ОК Николаевым Б.С. и инспекторами ОК Сомовым Н.И., Терешенко А.П. и Казаковым К.И.

Директором завода в это время был Афанасьев С.П., который сменил прежнего директора т.Крысова в феврале 1950г. Афанасьев С.П. вместе с начальником ОК, начальником ОТК, начальником ПЭО, начальником конструкторского отдела пригласил нас – молодых специалистов к себе в кабинет в этот же день. Задан был вопрос: «Где бы мы хотели работать?» Трошанов изъявил желание работать в конструкторском отделе, я попросился в цех мастером.

Начальник ОТК Барабанов Д.Г. предложил начать мне работать в заготовительном цехе №1 контрольным мастером, убедив меня в том, что нужно пройти всю технологическую цепочку от заготовки до сборки корпусов судов. Начальником цеха №1 был Науменко А.Н., зам. Начальника – Колмаков Е.В. Самым деловым и энергичным работником в цехе был Колмаков, которого все уважали и ценили.

Цех №1 размещался в деревянном одноэтажном здании типа сарая. Из оборудования были: «Пельс», гильотина, кромкогибочный станок, вальцы, сверлильный станок. Подача листового материала осуществлялась к станку вручную и на металлических шарах.

На улице был участок гибки и выбойки листов с помощью кувалды и деревянных шаблонов. Детали сложного профиля и большой толщины гнули на участке горячей гибки. Транспортировка листового и профильного материала на сборочные участки производилась на плечах такелажной бригады, которой руководил т.Туманян. В этом же здании цеха №1 был «плаз», который возглавлял Игошин П.А. и помогали ему Турунов, Семёнов А., Казаринов. Для каждой листовой детали, изготавливаемой цехом №1, на плазе делался деревянный или фанерный шаблон.

Рядом с цехом №1 был другой деревянный цех «дельных вещей», которым руководил Урицкий И.М., зам. у него был Васильев С.В. В этом цехе начинали работать: Ведерников М.А. с 1949 г. после окончания техникума в г.Сталинграде в должности нормировщика и Гуськов В.И. с 1952 г. в должности мастера после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта. Участок сборки секций, кажется, вначале также был подчинён Урицкому И.М.

Контора строительного цеха №9 размещалась в деревянном здании моющих запасов. Начальником цеха №9 был Никифоров И.В., зам. – Щастный И.В., ст. мастер пр. 732 (буксиры) – Кузнецов В.Г., ст. мастер проекта 561 (баржи) – Онищенко Н.С. Никифорова Ивана Васильевича звали на заводе «Иван Грозный». Он проработал начальником цеха недолго, в 1951 г. он сменил секретаря парткома завода Григорченко, а в 1953 г. был назначен директором Аккумуляторного завода. В 9 цехе начальником стал Щастный И.В., зам. начальника стал Онищенко Н.С. Секретарём парткома после Никифорова стал Васильев С.В.

Профкомом командовали Киселёв Г.С. и Серов П.Г., я в это время стал ст. мастером на стапеле.

 

(стр.2)

Цех №10 «монтажно-механический» в 1950 г. размещался в кирпичном здании. Начальником цеха был некто Иванов из Керчи. После него в 1951 г. стал начальником цеха Урицкий Д.М., зам. начальника стал Золотаревский М.М., зав. ПРБ Петельский, ведущие мастера: Лисевич, Абрамыч, Сучков.

Урицкий Давыд Маркович был самый уважаемый и доступный начальник цеха. В сдаточный период он чуть ли не сутки пропадал на заводе «как правило, в 5-6 ч. утра приходил и уходил часов 9 вечера». Давыд Маркович на передовой (на сдаче). Михаил Маркович – обеспечивал тыл. Цех был сложный: станочный участок, монтажный, трубопроводный, такелажный, пошивочный, малярный (маляров было 120-130 человек). 3-4 буксира-колесника нужно было сдавать в месяц, не считая барж.

Цех 11 «деревообстроечный» в 1950 г. размещался в сарае. Сложный, тяжелый цех. В плотах приходил лес в заводскую гавань. Лесотаска, пилорама, сушка, заготовка, пропитка, обстройка и другие операции проводились в этом цехе. На моей памяти первые руководители:

Начальник цеха – Мальшаков, зам. начальника – Семёнов Г., ведущий технолог – Чигвинчов А.М., ст. мастер заготовительного участка – Плеханов, ст. мастер обстроечного участка – Абышев, нормировщик – Перминов. В дальнейшем начальниками цеха были деловые, грамотные начальники цеха: Соркин П.М., Шмелёв А.И., Чумаков В.В.

Цех №5 «механический», начальник – Афьянский, позднее Малыгин Т.Д., размещён в кирпичном здании, выпускал шлюпочные лебёдки, рулевые машины. В цехе работали авторитетные рабочие-специалисты: Караваев С., Вольхин, Белобородов, Баранов, Миронов.

Цех №2 «литейно-кузнечный» - начальник цеха Синев, зам. начальника Гольфгехтер, ст. мастер Скрипник. Кузнечный участок смотрелся нормально, а литейный – как душегубка: все рабочие выше пояса в дыму, горелая земля, кругом опоки. Специалисты: Малыгин, Евтеев, Коренев.

Цех №16 «Инструментальный», начальник цеха Тиманович К.К. – умный, грамотный, авторитетный, интеллигентный, рассудительный. Начальник цеха в 1950 г. – Михайлов.

Главная контора – двухэтажное деревянное здание у проходной. На первом этаже – техотдел, отдел снабжения, отдел оборудования, ОТиЗ, бухгалтерия, финансовый отдел, представители регистра и заказчика, касса. На втором этаже кабинеты: директора, гл. инженера, зам. директора по снабжению, ОТК, ПЭО, первый отдел.

Директор Афанасьев С.И. первый год работал со старым главным инженером времён Крысова – Андреевым, но своей правой рукой считал Кисиля Н.С. (начальник ПЭО) и принимая любое решение, советовался с ним или направлял к нему для решения вопросов всех обращающихся. Кисиль Н.С. был человеком грамотным, волевым, решительным, но по характеру упрямым и бескомпромиссным и держал себя часто с другими «свысока». В 1954 г. его назначили гл. инженером на судостроительный завод в г.Гороховец, но там он проработал недолго и был переведён в г.Киев на завод «Ленкузница». В 1964 г. я встречался с ним на «Ленкузнице» (он работал начальником НОТ) и помогал ему переезжать на новую квартиру.

У Кисиля в ПЭО заместителем был Кресин Н.Г. – добрейшей души человек. После Андреева гл. инженером на завод был назначен с завода «Красное Сормово» Кузнецов.

Зам. директора по снабжению у Афанасьева был Ганчо Г. После него стал Лукьянец Г.Г.

Начальник ОТК был Барабанов – по всем статьям человек положительный.

Первым отделом заправляла Худолеева М.Г.

Техотделом руководил

Отделом снабжения руководил Иванов. Позднее – Колмаков.

Отделом оборудования руководила ______________, заместителем у нее была Семёнова М.К.

Отдел труда и зарплаты возглавлял Блюм В.Г., заместителем у него была Гуляева Р.С.

Главным бухгалтером был Забелин, но он увлекался выпивкой. После него стал Голиков В.Я.

Финансовым отделом командовал Могилевский, регистром был Дорофеев.

Представителем заказчика был Кудряшов, кассир – Талыгин.

 

(стр.3 Стрекопытов)

На заводе был свой электроцех, возглавлял его Охрименко Н.С. Там работали Буйносов Ю.А., Мочалов Ю.И. В 1953 г. пришёл туда Алфимов Ю.Д.

Конструкторский отдел располагался в деревянном бараке на береговой линии напротив цеха №1. Возглавлял его Евстигнеев из Сталинграда, руководил корпусной группой Калиновский А.С., механической – Доровских С.И.

В целом завод в 1950 г. смотрелся не внушительно. Территория его была разрезана болотистым широким рукавом, соединенным с рекой на две части (первый и второй участки).

Заводского транспорта, кроме гужевого, можно считать не было. При заводе на ул. Гаспаровской был конный двор, которым командовал Кочнев. Перевозки между цехами разных деталей и материалов осуществлялись на лошадях.

Директор Афанасьев и главный инженер Кузнецов жили в городе в деревянном особняке по ул. Дзержинского и добирались на завод и уезжали с завода в конной повозке. Первую легковую автомашину для руководителей «Победу» завод приобрёл в 1951 г. Шофёр – Гордеев В. Были ли грузовые автомашины, я не помню. Были два 6-тонных железнодорожных крана и на плаву в «паузке» был установлен автокран.

Для решения вопроса увеличения выпуска судов на заводе провели укрупнение бригад на стапелях без увеличения их количества. Подобрали грамотных и толковых бригадиров, а бригады сделали комплексными. Инициатором такой организации был Рыкованов Д.На стапельной линии сборки барж впервые была создана такая бригада. И результат не замедлил сказаться. Бригада доходила до 30 человек. Поднялась производительность труда и увеличилась зарплата. Потом создали вторую бригаду сборки барж на 2-ой стапельной нитке, бригадир – Шмотин. Третью бригаду сборки буксиров возглавил Чернецов Л. Четвёртую бригаду сборки плавучих электростанций возглавил Полевщиков Ф.

Такая организация бригад сборки судов прижилась, и впредь от нее не отступали.

Тищенко

Рейтинг:   / 0

Воспоминания о Тищенко Дагмаре Карловне

Активной участнице самодеятельности и работнице клуба.

Вместе с эвакуированными из Ленинграда в 1941 году приехала Дагмара  Карловна на завод. Муж на фронте. Сыновья: Борис, Виктор – еще маленькие. Работала в цехе разнорабочей (или чернорабочей, как тогда называли). После войны пришла в клуб – любила она молодежь и самодеятельность. Была убита горем: муж погиб на фронте, дети малые, сама на чужой стороне. Но была Дагмара сильная духом – все преодолела. И в этом немало помогла ей клубная работа. Стала себя чувствовать хозяйкой клуба. Принимала участие в хоре, в драме. Исполняла сольное пение в драмкружке. Работала она в это время в ОТК завода. Дети росли: Борис окончил педагогический институт, работал на севере, там женился; Виктор учился, любил музыку, играл на баяне и на духовых инструментах. Окончил Виктор музыкальную школу и стал руководителем духового оркестра на заводе. Получил вместе с матерью трехкомнатную квартиру.

Подробнее: Тищенко

Транспортный цех

Рейтинг:   / 0

Транспортный цех

Каждое машиностроительное предприятие должно иметь транспортный цех, что не было исключением для судостроительного завода. Транспортное хозяйство промышленного предприятия—это внутри заводской транспорт (электрокары, автокары) и транспорт, который обслуживает предприятие за его пределами (автомобильный транспорт, автокраны, бульдозеры, трейдеры и др.). 1997г., октябрь месяц, Потапов Петр Петрович предлагает мне должность зам. директора завода по общим вопросам. По должностной инструкции мне должны подчиняться руководители служб снабжения (отдел снабжения, отдел внешней комплектации), а также транспортный цех.

Подробнее: Транспортный цех

Цех 20

Рейтинг:   / 0

 Цех 20

 В 1965г., в связи с увеличением выпуска речных судов, назрела необходимость выделить участок отделки судов цеха 11 в самостоятельный цех  со своим штатом, материалами и всем остальным. Помещением для нового цеха №20 стал сарай (малярка) на берегу перед цехом 10.

Позднее бытовки и контора переместились в новое благоустроенное помещение по соседству через стенку с трубопроводным участком цеха №10.

Цех возглавил Баженов А. С., старшим мастером стал Турнаев Е. М., мастерами - Мельникова Е. К. (баржевый участок) и Вилкова А. А. (отделочные работы всех остальных судов пр. 866, 736, 860, ПЭС и др.)

В тот период все малярные работы производились на открытом стапеле. Погодные условия не всегда были благоприятны для работы на судах (температура, влажность осадки). Рабочие подстраивались под условия и требования цеха. План был большой.

Подробнее: Цех 20

Чернаков Л.И. Воспоминания

Рейтинг:   / 0

 Воспоминания Чернакова

 Содержание

 1 Биография

а) Служба на береговых батареях Тихоокеанского флота.

б) В здоровом теле – здоровый дух.

в) Любовь к труду.

г) Трудовая и общественная деятельность на Тюменском судостроительном заводе.

2 О коллегах по работе на заводе.

3. Создание комплексных бригад в цехе№9.

4. План-закон.

5. Решение вопросов по строительству в городе Москве.

6. Капитальное строительство в 1957-1987г.г.

7. Строительство хозяйственным способом.

8. Партийная поддержка.

9. Отчет на коллегии министерства по итогам работы за 1985г. по капстроительству и у ответственного работника правительства по строительству природоохранного объекта

Подробнее: Чернаков Л.И. Воспоминания

Черных-Еланцева Т.И.

Рейтинг:   / 0

Воспоминания Черных – Еланцевой Тамары Ивановны о жизни в военные и послевоенные годы.

Тамара Ивановна родилась 9 июня 1926г. в городе Тюмени. Детство было безрадостное, босоногое. В 1940г. она окончила пять классов. В 1938г. умер отец, в 1940г. брата Ивана, работавшего на судостроительном заводе сварщиком, призвали в армию, наша семья, четыре человека, осталась без кормильца. Тамара устроилась  работать на подсобное хозяйство завода разнорабочей. Выполняла разные тяжелые работы: посадка и окучивание картофеля, посадка овощей, поливка, воду носили  ведрами. В 1941г. началась Великая Отечественная война! Тамара поступила работать на Судостроительный завод ученицей токаря, ей было всего 15 лет. Сначала она работала на подсобных работах, рабочий день был с 8 часов утра и до 8 часов вечера, да еще после смены приходилось работать часа 2 – 3 на разгрузке дров, угля, падала от усталости. Хлеб давали по карточкам 500 грамм на человека в сутки. На обед в глиняных чашках давали жидкость заправленную мукой и несколько галушек, обед был дешевый. Особенно тяжело было зимой, когда морозы достигали 30 – 40 градусов, обуви теплой не было, мама сшила шубенки да телогрейку.

Подробнее: Черных-Еланцева Т.И.

Шмелев, воспоминания

Рейтинг:   / 0

Воспоминания Шмелева

 В октябре 1959 я прибыл по направлению в Тюмень, как молодой специалист, и был принят  на работу на Тюменский судостроительный завод (п. я.45) технологом в деревообделочный цех №11. В феврале 1961 г. был назначен старшим технологом, в январе 1962г. был назначен зам. начальника цеха, в апреле 1964г. назначен начальником цеха.

В 1959г. был спущен на воду первый пассажирский теплоход, который находился на достройке. В то время в цехе работало 3 человека ИТР с высшим образованием: Соркин Борис Михайлович – Начальник цеха, Стеклянников Николай Алексеевич – зам. начальника цеха, Цветкова (Шульгина) Изабелла Константиновна - технолог цеха по окраске.

Цех состоял из 3 участков: заготовительный - начальник участка Плеханов Яков Дмитриевич, столярно-стапельный - начальник участка  Абышев Григорий Ефимович, малярный - начальник участка Турнаев Евгений Максимович.

Подробнее: Шмелев, воспоминания