Повеликин

Рейтинг:   / 0

 Повеликин  (Повеликина Любовь Ефимовна 44-39-47)

Повеликин Владимир Филлипович родился в 1941г. в Казахстане. Его отец добровольцем ушел на фронт, сын родился уже без него и отца своего он никогда не видел, так как он погиб в 1944г. в боях за Эстонию. Мама работала в колхозе механизатором. Во время учебы в школе, начиная с первого класса, работал в поле и не только в школьные каникулы, помогая убирать урожай.

В 1955г. семья переехала жить в Тюмень поближе к родственникам. В 1958 году, по окончании восьми классов, Владимир Филлипович поступает работать на Тюменский судостроительный завод рабочим в цех по изготовлению кирпича. Потом его трудовая биография была связана, в основном, с судопроизводством. 

Подробнее: Повеликин

Порохин

Рейтинг:   / 0

 

 

О станках с ЧПУ

 

О восьмидесятых годах 20 века в нашей стране говорили как о годах застоя. Но наш судостроительный завод наращивал свои производственные мощности и оснащался новым , прогрессивным оборудованием: металлообрабатывающими станками и плазморежущими машинами с числовым программным управлением (ЧПУ).Все начиналось с малого. Приобрели один сверлильный станок с ЧПУ. Его «голова» была выполнена на элекромагнитных реле. Большой шкаф управления, запутанная, сложная электросхема и очень ненадежная элементная база. Кто – то должен был составить программу, настроить, наладить станок на работу. Требовались программисты – технологи, специалисты по электрике и электронике, специалисты по механике и гидравлике оборудования с ЧПУ.

На заводе были созданы: бюро программистов – технологов, подразделение электриков и электроников с группой слесарей по ремонту оборудования с ЧПУ в последствии названное лабораторией электроники и автоматики (ЛЭА). Руководителем лаборатории был назначен Порохин В. И. выпускник Ленинградского Электротехнического института.

Парк станков все увеличивался, закупали токарные, фрезерные, расточные, карусельные станки. Появились металлорежущие машины «Зенит», «Кристалл». Новое оборудование не отличалось высокой надежностью. Часты были отказы, сбои, поломки, а отсюда бракованные детали, перерасход металла.

Все это накладывало особую ответственность на специалистов по обслуживанию оборудования с ЧПУ.

Сложность обслуживания заключалась в многообразии систем ЧПУ и различии их элементной базы (начиная с обычных электромагнитных реле, диодов, транзисторов, конденсаторов россыпью, разных блоков логики «Т» и «М», кончая микросхемами с большой интегральной способностью и оперативной памятью).

Постепенно парк станков перевалил за сотню единиц. В цехах устанавливались робототехнологические комплексы (РТК). Чтобы освоить все это многообразие новой техники, специалисты ЛЭА направлялись на курсы по изучению различного оборудования в города: Ленинград, Москва, Николаев, Выборг, Воронеж.

Стремление к изучению, познанию и обслуживанию сложной техники дало хорошие результаты. В ЛЭА появились высококлассные специалисты своего дела. Это инженеры электроники Аржанов Н. А., Данилов Г. А., Ахтямов Х. Ш., Петелин И. В., Саламатов В. Н., Гетингер А. В., Семочкин В. Н., слесари по механике и гидравлике: Трофимов И. С., Шабалин Л. А., Стрункин Е. А.

Этой команде стало по силам не только ремонт и обслуживание сложного, точного оборудования, но и проектные монтажные и наладочные работы с применением робототехники и оборудования с ЧПУ. Так были созданы на заводе робототехнологическая линия по изготовлению труб – карнизов. РТК по изготовлению мебельной стяжки и ручки–кнопки.

К концу 90-х годов выпуск продукции на оборудовании с ЧПУ в цехе № 15 превышал 60%. Это был прогресс, а не застой.

На заводе сложился коллектив грамотных, сильных специалистов, способных решать сложные проблемы внедрения новой техники и новых технологий.

 

 

 

Стрекопытов С.К.

Рейтинг:   / 0

В заключение этой главы дадим слово «дезертиру». Рука не поднимается писать это слово без кавычек. Речь идет о человеке с трудовым стажем 53 года. Опустим в нашем повествовании причину увольнения его с завода. Скажем только, что, уволившись с завода, он стал Лауреатом премии Совета Министров СССР, Лауреатом премии имени В. И. Муравленко за разработку и внедрение плавуче^передвижных блочных устройств. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», медалями ВДНХ и другими наградами... Итак, слово:

7.4. Бывшему главному технологу Стрекопытову Сергею Константиновичу

Подробнее: Стрекопытов С.К.

Тавосин Б.П.

Рейтинг:   / 0

Воспоминания о заводе Бориса Павловича Тавосина

 

На завод мы с приятелем (Трошанов А.Е.) из г.Горького прибыли в г.Тюмень в апреле 1950г. О Тюмени мы знали немного, областной город, уютный пединститут, ряд предприятий.

Приветливый народ (добрый), хороший крытый рынок, деревянные тротуары, ходят все в телогрейках – вот, пожалуй, и все сведения.

С железнодорожного вокзала на небольшом автобусе №1 добрались до судостроительного завода.

П/я 45 – это конечная остановка. От загородного сада до завода дорога шла через болото по высокому земляному валу. В конце вала по левую сторону было длинное одноэтажное деревянное здание, в котором находились: продуктовый магазин, спортзал, клуб, столовая. По правую сторону стояло деревянное двухэтажное здание на краю болота. На первом этаже его размещались: отдел кадров, профком, ОКС, парикмахерская. На втором этаже: партком, зал заседаний, библиотека.

В отделе кадров состоялось первое знакомство с начальником ОК Николаевым Б.С. и инспекторами ОК Сомовым Н.И., Терешенко А.П. и Казаковым К.И.

Директором завода в это время был Афанасьев С.П., который сменил прежнего директора т.Крысова в феврале 1950г. Афанасьев С.П. вместе с начальником ОК, начальником ОТК, начальником ПЭО, начальником конструкторского отдела пригласил нас – молодых специалистов к себе в кабинет в этот же день. Задан был вопрос: «Где бы мы хотели работать?» Трошанов изъявил желание работать в конструкторском отделе, я попросился в цех мастером.

Начальник ОТК Барабанов Д.Г. предложил начать мне работать в заготовительном цехе №1 контрольным мастером, убедив меня в том, что нужно пройти всю технологическую цепочку от заготовки до сборки корпусов судов. Начальником цеха №1 был Науменко А.Н., зам. Начальника – Колмаков Е.В. Самым деловым и энергичным работником в цехе был Колмаков, которого все уважали и ценили.

Цех №1 размещался в деревянном одноэтажном здании типа сарая. Из оборудования были: «Пельс», гильотина, кромкогибочный станок, вальцы, сверлильный станок. Подача листового материала осуществлялась к станку вручную и на металлических шарах.

На улице был участок гибки и выбойки листов с помощью кувалды и деревянных шаблонов. Детали сложного профиля и большой толщины гнули на участке горячей гибки. Транспортировка листового и профильного материала на сборочные участки производилась на плечах такелажной бригады, которой руководил т.Туманян. В этом же здании цеха №1 был «плаз», который возглавлял Игошин П.А. и помогали ему Турунов, Семёнов А., Казаринов. Для каждой листовой детали, изготавливаемой цехом №1, на плазе делался деревянный или фанерный шаблон.

Рядом с цехом №1 был другой деревянный цех «дельных вещей», которым руководил Урицкий И.М., зам. у него был Васильев С.В. В этом цехе начинали работать: Ведерников М.А. с 1949 г. после окончания техникума в г.Сталинграде в должности нормировщика и Гуськов В.И. с 1952 г. в должности мастера после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта. Участок сборки секций, кажется, вначале также был подчинён Урицкому И.М.

Контора строительного цеха №9 размещалась в деревянном здании моющих запасов. Начальником цеха №9 был Никифоров И.В., зам. – Щастный И.В., ст. мастер пр. 732 (буксиры) – Кузнецов В.Г., ст. мастер проекта 561 (баржи) – Онищенко Н.С. Никифорова Ивана Васильевича звали на заводе «Иван Грозный». Он проработал начальником цеха недолго, в 1951 г. он сменил секретаря парткома завода Григорченко, а в 1953 г. был назначен директором Аккумуляторного завода. В 9 цехе начальником стал Щастный И.В., зам. начальника стал Онищенко Н.С. Секретарём парткома после Никифорова стал Васильев С.В.

Профкомом командовали Киселёв Г.С. и Серов П.Г., я в это время стал ст. мастером на стапеле.

 

(стр.2)

Цех №10 «монтажно-механический» в 1950 г. размещался в кирпичном здании. Начальником цеха был некто Иванов из Керчи. После него в 1951 г. стал начальником цеха Урицкий Д.М., зам. начальника стал Золотаревский М.М., зав. ПРБ Петельский, ведущие мастера: Лисевич, Абрамыч, Сучков.

Урицкий Давыд Маркович был самый уважаемый и доступный начальник цеха. В сдаточный период он чуть ли не сутки пропадал на заводе «как правило, в 5-6 ч. утра приходил и уходил часов 9 вечера». Давыд Маркович на передовой (на сдаче). Михаил Маркович – обеспечивал тыл. Цех был сложный: станочный участок, монтажный, трубопроводный, такелажный, пошивочный, малярный (маляров было 120-130 человек). 3-4 буксира-колесника нужно было сдавать в месяц, не считая барж.

Цех 11 «деревообстроечный» в 1950 г. размещался в сарае. Сложный, тяжелый цех. В плотах приходил лес в заводскую гавань. Лесотаска, пилорама, сушка, заготовка, пропитка, обстройка и другие операции проводились в этом цехе. На моей памяти первые руководители:

Начальник цеха – Мальшаков, зам. начальника – Семёнов Г., ведущий технолог – Чигвинчов А.М., ст. мастер заготовительного участка – Плеханов, ст. мастер обстроечного участка – Абышев, нормировщик – Перминов. В дальнейшем начальниками цеха были деловые, грамотные начальники цеха: Соркин П.М., Шмелёв А.И., Чумаков В.В.

Цех №5 «механический», начальник – Афьянский, позднее Малыгин Т.Д., размещён в кирпичном здании, выпускал шлюпочные лебёдки, рулевые машины. В цехе работали авторитетные рабочие-специалисты: Караваев С., Вольхин, Белобородов, Баранов, Миронов.

Цех №2 «литейно-кузнечный» - начальник цеха Синев, зам. начальника Гольфгехтер, ст. мастер Скрипник. Кузнечный участок смотрелся нормально, а литейный – как душегубка: все рабочие выше пояса в дыму, горелая земля, кругом опоки. Специалисты: Малыгин, Евтеев, Коренев.

Цех №16 «Инструментальный», начальник цеха Тиманович К.К. – умный, грамотный, авторитетный, интеллигентный, рассудительный. Начальник цеха в 1950 г. – Михайлов.

Главная контора – двухэтажное деревянное здание у проходной. На первом этаже – техотдел, отдел снабжения, отдел оборудования, ОТиЗ, бухгалтерия, финансовый отдел, представители регистра и заказчика, касса. На втором этаже кабинеты: директора, гл. инженера, зам. директора по снабжению, ОТК, ПЭО, первый отдел.

Директор Афанасьев С.И. первый год работал со старым главным инженером времён Крысова – Андреевым, но своей правой рукой считал Кисиля Н.С. (начальник ПЭО) и принимая любое решение, советовался с ним или направлял к нему для решения вопросов всех обращающихся. Кисиль Н.С. был человеком грамотным, волевым, решительным, но по характеру упрямым и бескомпромиссным и держал себя часто с другими «свысока». В 1954 г. его назначили гл. инженером на судостроительный завод в г.Гороховец, но там он проработал недолго и был переведён в г.Киев на завод «Ленкузница». В 1964 г. я встречался с ним на «Ленкузнице» (он работал начальником НОТ) и помогал ему переезжать на новую квартиру.

У Кисиля в ПЭО заместителем был Кресин Н.Г. – добрейшей души человек. После Андреева гл. инженером на завод был назначен с завода «Красное Сормово» Кузнецов.

Зам. директора по снабжению у Афанасьева был Ганчо Г. После него стал Лукьянец Г.Г.

Начальник ОТК был Барабанов – по всем статьям человек положительный.

Первым отделом заправляла Худолеева М.Г.

Техотделом руководил

Отделом снабжения руководил Иванов. Позднее – Колмаков.

Отделом оборудования руководила ______________, заместителем у нее была Семёнова М.К.

Отдел труда и зарплаты возглавлял Блюм В.Г., заместителем у него была Гуляева Р.С.

Главным бухгалтером был Забелин, но он увлекался выпивкой. После него стал Голиков В.Я.

Финансовым отделом командовал Могилевский, регистром был Дорофеев.

Представителем заказчика был Кудряшов, кассир – Талыгин.

 

(стр.3 Стрекопытов)

На заводе был свой электроцех, возглавлял его Охрименко Н.С. Там работали Буйносов Ю.А., Мочалов Ю.И. В 1953 г. пришёл туда Алфимов Ю.Д.

Конструкторский отдел располагался в деревянном бараке на береговой линии напротив цеха №1. Возглавлял его Евстигнеев из Сталинграда, руководил корпусной группой Калиновский А.С., механической – Доровских С.И.

В целом завод в 1950 г. смотрелся не внушительно. Территория его была разрезана болотистым широким рукавом, соединенным с рекой на две части (первый и второй участки).

Заводского транспорта, кроме гужевого, можно считать не было. При заводе на ул. Гаспаровской был конный двор, которым командовал Кочнев. Перевозки между цехами разных деталей и материалов осуществлялись на лошадях.

Директор Афанасьев и главный инженер Кузнецов жили в городе в деревянном особняке по ул. Дзержинского и добирались на завод и уезжали с завода в конной повозке. Первую легковую автомашину для руководителей «Победу» завод приобрёл в 1951 г. Шофёр – Гордеев В. Были ли грузовые автомашины, я не помню. Были два 6-тонных железнодорожных крана и на плаву в «паузке» был установлен автокран.

Для решения вопроса увеличения выпуска судов на заводе провели укрупнение бригад на стапелях без увеличения их количества. Подобрали грамотных и толковых бригадиров, а бригады сделали комплексными. Инициатором такой организации был Рыкованов Д.На стапельной линии сборки барж впервые была создана такая бригада. И результат не замедлил сказаться. Бригада доходила до 30 человек. Поднялась производительность труда и увеличилась зарплата. Потом создали вторую бригаду сборки барж на 2-ой стапельной нитке, бригадир – Шмотин. Третью бригаду сборки буксиров возглавил Чернецов Л. Четвёртую бригаду сборки плавучих электростанций возглавил Полевщиков Ф.

Такая организация бригад сборки судов прижилась, и впредь от нее не отступали.

Тищенко

Рейтинг:   / 0

Воспоминания о Тищенко Дагмаре Карловне

Активной участнице самодеятельности и работнице клуба.

Вместе с эвакуированными из Ленинграда в 1941 году приехала Дагмара  Карловна на завод. Муж на фронте. Сыновья: Борис, Виктор – еще маленькие. Работала в цехе разнорабочей (или чернорабочей, как тогда называли). После войны пришла в клуб – любила она молодежь и самодеятельность. Была убита горем: муж погиб на фронте, дети малые, сама на чужой стороне. Но была Дагмара сильная духом – все преодолела. И в этом немало помогла ей клубная работа. Стала себя чувствовать хозяйкой клуба. Принимала участие в хоре, в драме. Исполняла сольное пение в драмкружке. Работала она в это время в ОТК завода. Дети росли: Борис окончил педагогический институт, работал на севере, там женился; Виктор учился, любил музыку, играл на баяне и на духовых инструментах. Окончил Виктор музыкальную школу и стал руководителем духового оркестра на заводе. Получил вместе с матерью трехкомнатную квартиру.

Подробнее: Тищенко

Транспортный цех

Рейтинг:   / 0

Транспортный цех

Каждое машиностроительное предприятие должно иметь транспортный цех, что не было исключением для судостроительного завода. Транспортное хозяйство промышленного предприятия—это внутри заводской транспорт (электрокары, автокары) и транспорт, который обслуживает предприятие за его пределами (автомобильный транспорт, автокраны, бульдозеры, трейдеры и др.). 1997г., октябрь месяц, Потапов Петр Петрович предлагает мне должность зам. директора завода по общим вопросам. По должностной инструкции мне должны подчиняться руководители служб снабжения (отдел снабжения, отдел внешней комплектации), а также транспортный цех.

Подробнее: Транспортный цех

Цех 20

Рейтинг:   / 0

 Цех 20

 В 1965г., в связи с увеличением выпуска речных судов, назрела необходимость выделить участок отделки судов цеха 11 в самостоятельный цех  со своим штатом, материалами и всем остальным. Помещением для нового цеха №20 стал сарай (малярка) на берегу перед цехом 10.

Позднее бытовки и контора переместились в новое благоустроенное помещение по соседству через стенку с трубопроводным участком цеха №10.

Цех возглавил Баженов А. С., старшим мастером стал Турнаев Е. М., мастерами - Мельникова Е. К. (баржевый участок) и Вилкова А. А. (отделочные работы всех остальных судов пр. 866, 736, 860, ПЭС и др.)

В тот период все малярные работы производились на открытом стапеле. Погодные условия не всегда были благоприятны для работы на судах (температура, влажность осадки). Рабочие подстраивались под условия и требования цеха. План был большой.

Подробнее: Цех 20

Чернаков Л.И. Воспоминания

Рейтинг:   / 2

 Воспоминания Чернакова

 Содержание

 1 Биография

а) Служба на береговых батареях Тихоокеанского флота.

б) В здоровом теле – здоровый дух.

в) Любовь к труду.

г) Трудовая и общественная деятельность на Тюменском судостроительном заводе.

2 О коллегах по работе на заводе.

3. Создание комплексных бригад в цехе№9.

4. План-закон.

5. Решение вопросов по строительству в городе Москве.

6. Капитальное строительство в 1957-1987г.г.

7. Строительство хозяйственным способом.

8. Партийная поддержка.

9. Отчет на коллегии министерства по итогам работы за 1985г. по капстроительству и у ответственного работника правительства по строительству природоохранного объекта

Подробнее: Чернаков Л.И. Воспоминания

Черных-Еланцева Т.И.

Рейтинг:   / 0

Воспоминания Черных – Еланцевой Тамары Ивановны о жизни в военные и послевоенные годы.

Тамара Ивановна родилась 9 июня 1926г. в городе Тюмени. Детство было безрадостное, босоногое. В 1940г. она окончила пять классов. В 1938г. умер отец, в 1940г. брата Ивана, работавшего на судостроительном заводе сварщиком, призвали в армию, наша семья, четыре человека, осталась без кормильца. Тамара устроилась  работать на подсобное хозяйство завода разнорабочей. Выполняла разные тяжелые работы: посадка и окучивание картофеля, посадка овощей, поливка, воду носили  ведрами. В 1941г. началась Великая Отечественная война! Тамара поступила работать на Судостроительный завод ученицей токаря, ей было всего 15 лет. Сначала она работала на подсобных работах, рабочий день был с 8 часов утра и до 8 часов вечера, да еще после смены приходилось работать часа 2 – 3 на разгрузке дров, угля, падала от усталости. Хлеб давали по карточкам 500 грамм на человека в сутки. На обед в глиняных чашках давали жидкость заправленную мукой и несколько галушек, обед был дешевый. Особенно тяжело было зимой, когда морозы достигали 30 – 40 градусов, обуви теплой не было, мама сшила шубенки да телогрейку.

Подробнее: Черных-Еланцева Т.И.

Шмелев, воспоминания

Рейтинг:   / 1

Воспоминания Шмелева

 В октябре 1959 я прибыл по направлению в Тюмень, как молодой специалист, и был принят  на работу на Тюменский судостроительный завод (п. я.45) технологом в деревообделочный цех №11. В феврале 1961 г. был назначен старшим технологом, в январе 1962г. был назначен зам. начальника цеха, в апреле 1964г. назначен начальником цеха.

В 1959г. был спущен на воду первый пассажирский теплоход, который находился на достройке. В то время в цехе работало 3 человека ИТР с высшим образованием: Соркин Борис Михайлович – Начальник цеха, Стеклянников Николай Алексеевич – зам. начальника цеха, Цветкова (Шульгина) Изабелла Константиновна - технолог цеха по окраске.

Цех состоял из 3 участков: заготовительный - начальник участка Плеханов Яков Дмитриевич, столярно-стапельный - начальник участка  Абышев Григорий Ефимович, малярный - начальник участка Турнаев Евгений Максимович.

Подробнее: Шмелев, воспоминания