Ведерников М. А.

Рейтинг:   / 0

Ведерников Михаил Андреевич 07.04.09

     Группа выпускников Сталинградского судостроительного техникума в количестве 14 человек приехала на завод 12 января 1949 года. Всех парней направили работать в цеха. Только двух девчонок в техотдел. Через два года на заводе осталось двое Ведерников и Конюхов остальные, уехали на родину.

     Сначала меня направили помощником технолога в цех 7. Через 6 месяцев назначили нормировщиком в этом же цехе. На новой должности ярко запомнился случай связанный с замечанием директора завода  Крысова Натана Израилевича. Он ежедневно обходил территорию завода и на этот раз зашел в 12 часов в конторку, где я работал вместе с Ивановой Надеждой Карповной. В конторке горела лампочка. И за это я получил первый, запомнившийся на всю жизнь урок об экономии.

Подробнее: Ведерников М. А.

Вольхин Г. А., воспоминания

Рейтинг:   / 2

  Я работал именно в 5-м цехе, первый цех был и второй – кузница-литейка, и третий, десятый – сборный, где непосредственно катер делали, все ставили. Ну, корпус-то, корпус – с полбеды… пятый был важнее всех, потому что там делали валовую линию, она проходит через весь катер, от носа до кормы. Вал – он диаметром на 80, толстый такой. Валовую линию делали именно в пятом цехе. Сам винт лили только из бронзы во втором цехе, там литейка была. А после литья везли его в пятый цех. А на литье все толще, чем надо было, а в одном месте был отлив лишний к этому винту – вот такая чушка. Тут же его отрезали на станке от винта и тащили в пятый, чтобы сделать образец из этого лишнего отрезка. Мастер меня попросил –  сделай образец. Я сперва не знал, что это такое – он вот такой чертеж дал. “Только смотри мне,  чтобы было все чик в чик,   чисто и точно”.

Подробнее: Вольхин Г. А., воспоминания

Вольхин Г.А.

Рейтинг:   / 0

Воспоминания Геннадия Андреевича Вольхина.

Записано по памяти. Встреча состоялась 05.11.08 на квартире Геннадия Андреевича в присутствии дочерей и внучки. До этого дня он несколько раз отказывал мне во встрече (вероятно из-за плохого самочувствия).

Сначала вспомнил о встрече после войны с бывшим директором завода Евграфовым (фамилию он менял из-за репрессий)

Родина Геннадия Андреевича в г Воткинске. Туда он ездил в 1969 году. Там крупный оборонный завод. При заводе ракетостроения. Ракеты СС-20 это их детище.

Во время НЭПа отец работал в торгсине. Отец был большого роста-2м. Частное предпринимательство стали теснить и он уехал в Тюмень. В то время автору рассказа бвло примерно 5 лет.

Подробнее: Вольхин Г.А.

Гильманов Галимзян Багманович

Рейтинг:   / 1

ГильмановГалимзянБагманович 1929 года рождения

 

Принят на завод 10 мая 1948 года в цех № 9 судосборщиком 3 разряда после окончания ФЗО, где обучался с 1947 года.

С 21 марта 1957 года по 17 декабря 1954 года проходил службу в Советской Армии.

С января 1955 года работает в корпусном цехе. В 1958 году, после перевода в мастера бригадира Морозова Виктора Павловича, Галимзяну Багмановичу доверили возглавить бригаду, которой он руководил в течение 10 лет. Бригада по сборке бортовых секций, строящихся проектов в данный период, была одной из передовых в цехе и на заводе. В этом значительная заслуга высококвалифицированного и требовательного, в тоже время, показывающего личный пример исполнения работ и повышения квалификации. В результате, члены бригады были замечены руководством цеха и переведены на руководящие должности:

Подробнее: Гильманов Галимзян Багманович

Дорошев Г.И.

Рейтинг:   / 0

     Воспоминания жены Клавдии Никифоровны и внучки Гурьевой Марии о Дорошеве Геннадие Ивановиче.

 

История оборонного производства 1959-1991

Рейтинг:   / 0

В этом разделе книги о Тюменском судостроительном заводе кратко изложена история оборонного производства на этом заводе в 1959…1991 гг.

В связи с отсутствием системного хранения материалов, часть из которых была утрачена в смутный период распада СССР и прекращения работы 1-го отдела предприятия, материал составлен на базе воспоминаний, что не исключает отдельные неточности описываемых событий и даты их свершения.

Ниже вы можете скачать полную версию в формате word:

Калинина

Рейтинг:   / 0

 

4августа 1950 года я приехала в Тюмень на судостроительный завод (п.45) после окончания Бежецкого института транспортного машиностро- ения (Брянской области). Со мной приехала мама, двоюродная сестра и тётя. Мы разместились в общежитии судостроительного завода.

Начала работать на заводе в тех. отделе в должности технолога сва- рочного производства в соответствии со специальностью(технолог свароч-ног производства).В то время начальником тех. отдела был Киселёв Григо-рий Севостьянович. Нач. сварочного бюро был - Леттер Рудольф Вильгель-мович. Моей наставницей была жена Леттера- Валентина Ивановна тех. Сварочного производства 7 цеха( корпусно - сборочный).

Сотрудники отдела люди очень доброжелательные (Онищенко, Кали-новский, Мосунова Лариса, Кириянов) активно помогали мне осваиваться в работе. Серов Павел Герасимович-зам. Киселёва. Тех. отдел располагался на первом этаже двух этажного деревянного дома. Город и территория за- вода произвели на меня удручающее впечатление (в буквальном смысле- грязь непролазная). Судостроительный завод в те времена состоял из де- ревянных зданий. Все материалы в основном складировали на открытых площадках. Стапель был тоже открытой площадкой с поперечным спуском в реку.

Завод занимался выпуском колёсных буксиров. Наружная обшивка ко- торых варилась вручную качественными электродами. Внутренняя кон- струкция варилась меловыми электродами. Кроме того завод выпускал сухогрузные баржи, лесовозы с наклонным спуском, зерновозы, товары народного потребления (кровати с панцирной сеткой). Начальником цеха ТНП в те годы был Сивко Иван Васильевич.

Муж мой, Николай Иванович Калинин приехал на завод в 1950 году 4 марта после окончания Бежецкого транспортного машиностроительного института на должность инженера – механика судостроения цеха№7(цех судо-корпусный). Затем работал начальником участка этого же цеха. На- чальником цеха был Щастный Пётр Васильевич, после цехом руководил Тавосин Борис Михайлович. Далее начальником цеха стал Гуськов Вален- тин Иванович. В 1964 году Николай Иванович перешёл работать в отдел сварки - зам. главного сварщика (Шустров Иван Иванович был тогда). После увольнения Шустрова в 1965 году Николай Иванович занял долж- ность главного сварщика судостроительного завода. В этой должности он проработал до своих последних дней. Умер Николай Иванович в 1986 году в возрасте 59 лет.

Николай Иванов был по жизни активным общественником. Занимал- ся всеми сварочными делами по Тюменской области. Проводил научно-технические конференции. В городе Ишиме на механическом заводе и заводе автоприцепов, на Тобольской судоверфи - занимался внедрением полуавтоматической сварки. Был членом НТО( председателем по свароч-ным делам. Был активным дружинником и помощником ГАИ. Имеет награды - правительственные и судостроительного завода. Николай Ива- нович был заботливый семьянин и отец. Его сыновья получили музыкаль- ное образование и высшее строительное. Многие здания общественные и жилые построены при их непосредственном руководстве. Дети всегда приходили на судостроительный завод, многие заводчане знали их. Чем очень гордился Николай Иванович. В жизни на досуге Николай Иванович был заядлым рыбаком, грибником. Очень любил работать на даче.

Я в 1957 году была приглашена на работу во вновь организованную структуру управления хозяйством «Совнархоз». Начальником управле-ния металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности Тю- менской области тогда был Афанасьев Сергей Петрович, который меня пригласил инженером по внедрению новой техники на предприятиях Тю- мени и области. В то время зам. Афанасьева был Хуторянский Владимир Яковлевич. Вместе со мной в «Совнархоз» были приглашены многие со- трудники Тюменского судостроительного завода. В том числе: Трошанов

Алексей Григорьевич - зам. начальника тех. отдела управле-ния; Зацкой Глеб Николаевич - начальник бюро рационализации; Толстиков Иван Тимофеевич - инженер тех. отдела; Колмаков Евгений Васильевич - нач. отдела снабжения; Голиков – главный бухгалтер; Чуба-ров – инженер отдела труда; Сеченова Анна Петровна – инженер энергетического отдела; Кудряшова Надежда – инженер отдела труда; Мочалов Юрий Иванович – начальник производственного отдела управления; Култышев Виль Ва- сильевич – инженер производственного отджела; Павлов Александр Александрович-инженер производствен-ного отдела; Голикова Капи-толина Васильевна - инженер тех. отдела инструментального хозяйства; Блюм Василий Дмитриевич – начальник отдела труда «Совнархоза»; Бес- палов – плановый отдел «Совнархоза».

Впоследствии Афонасьева перевели зам. председателя «Совнархоза». Хуторянского перевели начальником управления снабжения «Совнар- хоза». Култышева, Павлова и Толстикова перевели в тех. отдел «Совнар- хоза». Управлением машиностроения «Совнархоза» была проведена большая работа по кооперации литейного производства. А именно: 1)создание кокильного литья на судостроительном заводе; 2) на заводе Строймаш внедрена механизированная линия машинной формовки литья;

3) на Станкостроительном заводе была обеспеченна ручная формовка станин и другого крупногабаритного литья деревообрабатывающих станков и прочее;

4) на заводе Кузнечно-прессового оборудования была налажена ручная формовка крупногабаритных станин и других деталей для прес-сов.

В 1951 году приказом директора судостроительного завода я была на-значена преподавателем в РУ-1. В рабочее время 2 часа в день я читала курс « технология сварочного производства». В это время директором был Забаров. Зам. директора по учебной части- Боровинский Андрей Яковле-вич . Зам. директора по хоз. части - Амиров. Посильную помощь в освое- нии преподавательской профессии оказывал Боровинский А. Я. и Калинин Н.И. (он читал тех. минимум рабочим сварщикам).

В 1951 году на завод приехал работать Щёкотов Аркадий Константи-нович на должность мастера сварочного производства в 9 цех. Потом его перевели преподавателем сварочного и судосборочного производства. И он тоже помогал вести дисциплину по технологии сварочного производ-ства.

На судостроительном заводе при РУ-1 было организованно обучение технического состава руководителей и отделов, имеющих большой произ- водственный опыт, но не имеющих соответствующего образования. Я при-нимала в обучении тоже участие (читала сварочные дисциплины). Обуче- ние длилось три года, по истечении которых они получали диплом об окончании техникума. Активное участие принимал Кирьяков. Он читал курс по холодной обработке металла. На заводе регулярно проводились занятия для повышения квалификации рабочих всех специальностей. Преподавателями были специалисты разных профилей с высшим обра-зованием: Калинин Н.И, Калинина А.И, Кирьяков, Марголин и другие. В отделе подготовки кадров активно участвовала в этой работе Соколова Анна Тимофеевна. В 1962 году система образования РУ-1 стала называться ГПТУ. Обучение было три года. Преподавались общеобразовательные дисциплины: математика, черчение, технология металла, экономика и т.д. Преподавание в ГПТУ стало на уровне техникума. По окончании выдавался диплом. В группах вели практику специалисты высокого профиля: Зорков Иван Николаевич, Потрашков Фёдр Николаевич, Гридин Владимир Алек- сеевич, Никуров Тимофей Егорович. Учащиеся проходили практику на су- достроительном заводе (сварщики и судосборщики).Холодную обработку металлов вёл Огнев Владимир Афанасьевич. Практику по холодной обра- ботке металлов проходили в мастерских училища. Они располага-лись в загородном саду. Мастерские выпускали настольные сверлильные станки. (Мастера: Зайцев Алексей Михайлович и Панфилов.) Директором ГПТУ-4 судостроительного завода в те годы был Ботт Юрий Кириллович. По элек- тротехнике преподавателем был Козлов Николай Андреевич. Русский язык и литературу вёл Рошаль Самуил Ильич и математику. Экономику- Ново- пашин. Здоровье учащихся было в руках физрука – Файнер Семён Михай- лович. Воспитательно - патриотической работой в училище занимался Ев- докимов. Культурно – воспитательной работой училища занимался Билю- чевский. Баранов Н.А. и Гордиевский В. Работали в мастерских училища, вели все практические работы по холодной обработке металлов.

В 70-е годы, когда в стране образовалось биржа труда, Ботт и Козлов ушли туда работать. Вместо Ботта директором ГПТУ-4 стал Панфилов, за-мом его стал Зайцев А.М. и Калинина Л.И.

 

 

 

 

 

Комаров И.Д.

Рейтинг:   / 0

Комаров Иван Дмитриевич

Из личных воспоминаний (2007 год)

Комаров И.Д.

 

Комаров Иван Дмитриевич, родился в 1940 г., работал на заводе в 1959 г. и с 1963 по 1993 гг.

1955-1959 – Тюменский машиностроительный техникум

1959 август-сентябрь – ученик слесаря, слесарь-сборщик.

1959-1963 – служба в ВМФ: матрос, ст. матрос, старшина I ст., главный старшина.

1963-1966 – мастер.

1966-1977 – ОГТ: инженер-технолог, ст. инженер-технолог, нач. бюро, гл. технолог по машиностроению.

1977-1980 – заместитель главного инженера.

1980-1988 – секретарь парткома.

1988-1990 – руководитель госприемки (Госстандарт СССР).

1990-1993 – заместитель директора по качеству, начальник ОТК.

С 1993 г. по настоящее время работает на заводе БКУ (заместитель главного инженера, гл. инженер, гл. конструктор, заместитель гл. конструктора).

Подробнее: Комаров И.Д.

Коренев

Рейтинг:   / 0

Возрождение металлургии на заводе п/я 45.

Мы с Виталием Петровичем Деевым приехали в Тюмень с Урала в сентябре 1950 после отработки 3 лет (уволились с Урала, так как потупили в Уральский Политехнический институт учиться заочно).

Пришли на завод, Деева В. П. приняли старшим мастером в цех №13, меня в технический отдел технологом по литейному производству. В техотделе до этого работала Кира Васильевна Гришина технологом по кузнечному производству, и кое-что делала по литейному производству.

Подробнее: Коренев

Лебедев

Рейтинг:   / 0

Воспоминания Лебедева

Небольшое обозрение о моей работе в отделе снабжения на Судостроительном заводе.

1957 год для меня ознаменовался двумя событиями. Во-первых, в этом году я окончил вечернее отделение ТМСТ (Тюменского машиностроительного техникума). Во-вторых, в этом же году автобазу, в которой я работал, объединили с другой базой. Култышев В. В. и Урицкий Д. М. предложили мне работу в отделе снабжения судостроительного завода. Так с 24 января 1957 года я стал руководителем группы металлов в ОС.

Работа в отделе снабжения завода для меня была не знакома. Изучение работы ОС пришлось начинать с азов. Большую помощь в этом мне оказали зам. директора Лукьянец Тихон Григорьевич, Урицкий Д. М., Никитин А. П. и Золотаревский Михаил Маркович. Пришлось осваивать внешние и внутренние связи в ОС.

Подробнее: Лебедев