Медведева Р.Г.

Рейтинг:   / 0

Медведева Руфина Георгиевна

 

 

Памятные эпизоды из моей жизни

о работе на Тюменском судостроительном заводе,

окружающих меня людях, о заводе

 

 

Немного о себе. Я приехала, вернее, вернулась в Тюмень в 1961 г., вышла замуж за Медведева Владислава Ивановича, он работал в отделе капитального строительства (ОКСе) Тюменского судостроительного завода прорабом, а меня приняли в ОКС экономистом.

Мы учились в 59 группе Тюменского машиностроительного техникума с сентября 1954 года до января 1957 года на строительном отделении. Техникум переехал в новое здание на улице Республики, где сейчас в восстановленном здании располагается Тюменский нефтегазовый университет. Жила я в общежитии тоже в новом здании по улице Володарского.

Так вот, в 1961 году ОКС сдавал в эксплуатацию построенный у загородного сада первый детский сад № 61, он и сейчас действует, принимал его главный архитектор города Гриненко Пётр Андреевич – он был председателем приемной комиссии. Увидев меня, он обрадованно сказал: «Наконец-то ты приехала». В техникуме он у нас преподавал архитектуру.

Когда мы готовились к защите дипломов и чертили дипломные проекты в аудитории на третьем этаже в техникуме, у Владислава Ивановича был дипломный проект «Клуб на 400 мест». Он начертил главный фасад, здания с колоннами и парадные лестницы. На консультацию пришел Гриненко П.А., сел за кульман, где нарисован главный фасад, и нарисовал идущих по этой лестнице вверх мужчину в шляпе и женщину, и сказал: «Это Корзухина (моя девичья фамилия)и Медведев в кино идут». Вокруг вся группа собралась, и все засмеялись. Вот такое романтическое воспоминание.

Дальше было сокращение в ОКСе, и меня перевелив 1963 г. экономистом в цех машиностроения № 17. В то время начали внедрять новую экономическую политику (НЭП) и вводились должности экономистов в цехах, а их было на заводе 22.

Главным экономистом стал Ведерников Михаил Андреевич – тоже один из руководителей, которые сыграли в моей жизни самые лучшие моменты, в моем становлении и в дальнейшем переводе главным бухгалтером завода, такого огромного завода, одного из лучших заводов в Тюмени, да и не последнего в Министерстве судостроения по всей стране. Всё время он сопровождал меня, наставлял по работе.

Затем цех № 17 соединили с цехом № 3. Начальником цеха № 3 был Буйносов Юрий Анатольевич, вот дипломат, очень грамотный руководитель. Мы в то время получали очень хорошие премии, занимали первые места в соревновании, да может и не так, но нам казалось, что тогда премии. Соцсоревнование, всё было настоящим, итоги подводили, показатели, вымпелы; знамя вручали, лучшие бригады, цеха.

Когда я, окончив Уральский политехнический институт в 1969 году, получила диплом инженера экономиста, была переведена в отдел труда и зарплаты (ОТиЗ) начальником тарифно-эконмического бюро. ОТиЗ был расположен в 2-х этажном деревянном старом здании заводоуправления, а в дальнейшем мы переехали в новое четырехэтажное здание, которое стоит и сейчас при въезде на территорию бывшего завода.

До переезда в новое здание начальником отдела труда и заработной платы был Блюм Василий Дмитриевич. Об этом человеке мне хочется сказать отдельно только хорошие слова, очень мудрый руководитель, глубоко порядочный, всегда спокойно выслушает, посоветует, как лучше сделать. Он организовал музей завода, материалы все подбирал, всё систематизировал. При переезде в новое здание Блюм ушел на отдых и занимался музеем, который открылся на втором этаже заводоуправления. Мы навещали его часто дома, он занимался садом. В саду росли яблони.Василий Дмитриевич придумал приспособления для подвязки помидоров, они у меня до сих пор есть и в действии.

После ухода В.Д. Блюма начальником ОТиЗ стал Терещенко Александр Пахомович, которому я тоже благодарна за хорошее отношение ко мне, а в 1974 году он перевёл меня своим заместителем, это уже был пост более высокого уровня на заводе. В отделе труда работала Гуляева Римма Степановна, уникальный человек, сочиняла стихи, много читала, была председателем женского совета, была такая общественная женская организация. И надо отдать должное, очень хороший руководитель и организатор была. Какие вечера новогодние организовывал женсовет с маскарадом, с играми, загадками ещё в старом деревянном клубе; много занимались семьями, детскими садами.

Как я стала главным бухгалтером Тюменского судостроительного завода? Это было в январе 1979 г. Кто-то из работников завода, не помню кто, подошёл ко мне и спрашивает: «Ты будешь главным бухгалтером завода?» Я очень удивилась и говорю: «Да вы что? Вы, наверно, меня перепутали с Казанцевой Александрой Николаевной, которая работала заместителем начальника финансово-сбытового отдела (ФСО) по финансовой работе. Кстати, очень грамотный, высокой квалификации финансист, чёткий и требовательный в работе к себе и другим работникам специалист.

Оказалось, что меня рекомендовал главный экономист завода Ведерников Михаил Андреевич, которому я очень благодарна, он и в работе мне в дальнейшем помогал, и сопровождал меня советами, поддерживал во всём. Вообще мне в жизни везло на хороших людей. И конечно в моём переводе главным бухгалтером завода главным лицом был директор завода Потапов Пётр Петрович. Он говорил со мной несколько раз, но я боялась очень, это была такая ответственность, и не соглашалась. Такой завод! Но директор наш был великим дипломатом. Он спросил: «Ты любишь свой завод?» «Да», - сказала я. «Так вот, завод нуждается в тебе сейчас как в главном бухгалтере. Если не ты, то кто?» Я честно называла работников, специалистов хороших, и в первую очередь А.Н. Казанцеву, и других, но он их всех отвёл.

Итак, я стала главным бухгалтером. Я не знала работу с банками, но здесь был финансист А.Н. Казанцева, остальное, учет себестоимости изделий, начисление, учет фондов зарплаты и фондов экономических, это мой опыт работы экономистом и в отделе труда и зарплаты, к этому времени на заводе я проработала 18 лет.

Работать главным бухгалтером было интересно, иногда сложно, всегда очень ответственно. Кстати, о нашем директоре Петре Петровиче. Когда я ещё работала в отделе труда и ездила в Москву помогать по разноске экономических годовых показателейв 7-й главк в управление отдела труда, я заметила, что Петр Петрович знал по имени даже детей сотрудников, и к нему относились очень уважительно и в министерстве, и в других управлениях. И у министра был очень высокий авторитет у нашего директора. Ещё на заводе был кляузник, и он писал что-то про директора Петра Петровича, про дачу. Я у него на даче не была, но приезжала комиссия и проверяла, и удивлялись: у него было 6 соток земли и, как говорят, очень плохонький дощатый домик. Говорят, директору можно было иметь дом и получше, но это была отличительная черта директора: ничего себе лучше поможет другим. Петр Петрович подписал мне заявление на обмен двухкомнатной квартиры на новую улучшенной планировки в новом доме.

Почему пока всё о себе? Потому что по моей работе, карьере на заводе можно судить о многих работниках завода. Все работники завода владели высоким уровнем профессионализма и патриотизма, не побоюсь этого высокого слова, все любили свой завод, всегда гордились своим заводом.

Итак, я главный бухгалтер этого уникального завода, многотысячного коллектива, где высокая требовательность к дисциплине, четкости в показателях и вообще в хорошем прибыльном бухгалтерском балансе.

Теперь о работниках бухгалтерии. У главного бухгалтера было два заместителя: Култышева Антонина Андреевна и Суходоева Нина Аркадьевна. Кстати, у А.А. Култышевой в трудовой книжке одна запись – бухгалтерия судостроительного завода: от счетовода, бухгалтера, старшего бухгалтера до заместителя главного бухгалтера. Она всегда ходила с авторучкой, чтобы подписывать документы.

Я очень многим обязана Нине Аркадьевне Суходоевой. Всем работникам бухгалтерии я очень благодарна, они, особенно на первых порах, мне очень помогали. Нина Аркадьевна была очень лёгкая на подъём, я приглашала её в кабинет, и она подсказывала, как поступать по этому вопросу.

  1. Будная Валентина Сергеевна была руководителем бюро по учёту себестоимости по изделиям.

  2. Николаева Любовь Александровна – руководитель бюро по начислению и учёту заработной платы, в каждом цехе были бухгалтера расчётчики, потом все они были объединены и работали в заводоуправлении в трех кабинетах и стали внедрять зачисление заработной платы на компьютерах, разработана была система АСУП. До этого года на заводе зарплату начисляли на машинно-счётной станции на огромных машинах.

  3. Бучельникова Валентина Васильевна – руководитель финансового бюро – работа с госбанком и кассой завода.

  4. Руководителем бюро по учёту материальных ценностей была Бесчастных Александра Ивановна, которая прожила 91 год, умерла в январе 2015 г., всегда была общественным деятелем, участвовала всегда с Р.С. Гуляевой в работе женсовета завода.

  5. Главным бухгалтером ЖКО (Жилищно-коммунальный отдел), на балансе завода были жилые дома, была Солобоева Раиса Николаевна. На балансе завода были также построенные заводом четыре детских сада, куда ходили дети работников завода. Была отдельная бухгалтерия из трёх человек, старший бухгалтер – Бакиева Фаина.

  6. Было на заводе своё контрольно-ревизионное бюро из двух человек: Загулина Светлана Дмитриевна, Павлова Ида Ивановна. Всё очень четко контролировалось, начисление и налоги по зарплате, перечисления налогов, командировочные расходы, размеры и выплаты премий, поощрений, расходы материальных ценностей, соблюдение штатных расписаний вспомогательных рабочих, ИТР, СКП и т.д.

В дальнейшем это старшее поколение ушло, их заменили молодые Ушакова Гильда Генриховна, Куликовская Антонина Павловна, Шаврина Нина Ивановна, Виноградова Людмила Ивановна, Романова Любовь Павловна, Важенина Светлана Ивановна, и я стала старше всех по возрасту, мне было 44 года.

Ещё очень знаковым моментом в работе было развитие подсобного хозяйства, когда мы приобрели 15 коров и учились бухгалтерскому учету. Гембаржевский Борис Александрович договорился с главным бухгалтером Мальковского совхоза, чтобы тот нас научил. В дальнейшем к нам пришла выпускница из сельхозинститута Гуляева Любовь Николаевна. Так вот, я говорю «мы приобрели 15 штук коров», привыкла к штукам лодок, машин и т.д., а купили 15 голов, пришлось всё познать: и отёл, и надои молока, все показатели в сельском хозяйстве.

Вообще на заводе был очень слаженный коллектив. Проводились субботники по уборке территории, каждый отдел имел закреплённую территорию, которую должны были работники убирать особенно весной. Бухгалтерия убирала территорию перед заводоуправлением – сквер. Всё это не было в тягость.

Вначале, когда подсобное хозяйство появилось, отделы и цеха ездили на подсобное хозяйство помогать, в профилакторий, а улицы городка своего и скверы чистили, мели, даже помогали при подготовке к сдаче судов: чистка, уборка и т.д.

Очень жаль, что такой завод не стал работать, конечно, теперь другие времена. На заводе я проработала с 1961 года по 1993 год, т.е. 32 года, из них 14 лет – главным бухгалтером. Я была первым главным бухгалтером женщиной на заводе.

Было работать интересно, иногда сложно, всегда очень ответственно, а может быть, это была молодость и моё взросление. Я очень благодарна своей судьбе, что по жизни всегда, в основном, встречались хорошие, порядочные люди, что я работала всегда в хороших, дружных, доброжелательных коллективах с людьми, готовыми подставить своё плечо, дать руку помощи, я ещё после завода проработала 11 лет главным бухгалтером, в общей сложности получилось только главбухом 25 лет.

Может быть, эти воспоминания мои о личном, но вокруг меня было столько хороших людей, что всех не описать. Это был коллектив Тюменского судостроительного завода во главе с директором завода Потаповым Петром Петровичем, главным экономистом Ведерниковым Михаилом Андреевичем, помощником Гембаржевским Борисом Александровичем и многих других.

 

 

Нусс А.Я.

Рейтинг:   / 0

Воспоминания Нусса А. Я.

После окончания семи классов мне хотелось уехать из деревни и поступить на учебу в город для получения хорошей специальности. В г. Тюмени я поступил учиться в ремесленное училище судостроительного завода. Меня приняли в группу токарей.

После окончания ремесленного училища в июле 1949г. меня направили на работу на Тюменский судостроительный завод в цех №5, токарем. Завод встретил меня хорошо. Определили рабочее место, дали место для проживания в хорошем общежитии. Сразу предоставили отпуск и выдали подъемные деньги. Отпуск я провел в деревне у матери. После отпуска я пришел на завод на свое рабочее место.

Подробнее: Нусс А.Я.

Панкратов Ростислав Иванович

Рейтинг:   / 0

В 1946 году после окончания Сормовского машино-строительного техникума (г. Горький), я был направлен на предприятие п/я 45 по специальности техника технолога. Нас приехало трое я , Панкратов Р., Кузин А. и Балясова А. Нас принял директор предприятия Крысов Израиль Натанович. Пнринял он нас радушно. Меня рекомендовал на работу мастером производственного обучения в ремесленное училище №1, где я проработал до 1948 года. В этом же году был переведен на предприятие п/я 45 производственным мастером, где проработал до сентября 1949 года. На заводе строили баржи. Называли их "лесовозами". Жили мы во вновь выстроенных двух этажных общежитиях, их было три на против второго участка завода. На первом фото я стою у общежития, а на  втором на территории завода. На общем фото, я со своей группой будущих электросварщиков, с которыми мне пришлось работать на производстве. Это фото обещали поместить в краеведческом музее в разделе "Судостроение". Побывать мне в краеведческом музее не пришлось. В 1948 году прибыла группа специалистов из нескольких человек, из Горького и Волгограда. на заводе я работал в цехе №9, где начальником цеха был Урицкий Давид Маркович, затем был переведен по указанию директора завода в цех №7, где начальником цеха был брат Давида Марковича - Урицкий Исаак Маркович. Замечательные были люди и руководители.

Петров Б.А.

Рейтинг:   / 0

Я поступил на судостроительный завод в декабре 1959 года..

Подробнее: Петров Б.А.

Пигалев

Рейтинг:   / 0

Воспоминания Пигалева

 1. Начальник цеха Тавосин Б. А. ведет планерку, присутствуют руководящий состав цеха и зав. ПРБ Лобаненко В. Ф. Выступает мастер бортового участка Мишакин и говорит: «Я могу сорвать  сроки сдачи носовой оконечности баржи, так как до сих пор нет забойных деталей».

«Детали давно на барже» - спокойно отвечает Лобаненко В. Ф., а сам толкает меня и тихо говорит на ухо, чтобы я проверил. Я тогда работал плановиком стапельного участка. Я ушел с планерки и побежал на склад. На складе стояла машина, в которую грузчики грузили эти детали. Машину быстро подогнали к носу баржи и стали сгружать детали, а в это время Лобаненко и Мишакин поднимались по трапу от кормы на баржу. Когда они вошли на баржу, машина уже отъехала. Пройдя на нос баржи, они увидели груду деталей. В это же время по трапу на баржу вошел Тавосин.  Мишакин, увидев его, понял, что скандала не избежать. Тогда он через носовой люк спустился в трюм баржи, пройдя через трюм, он вышел в кормовой люк и убежал с баржи. Тавосин видел его, но не сообразил, куда он делся. Покрутив вокруг головой, он выругался и махнул рукой. 

Подробнее: Пигалев

Пинигин, цех 3

Рейтинг:   / 0

Пинигин  цех №3

 После ввода в эксплуатацию инженерного корпуса, освободившиеся площади 2 и 3 этажа СКБ и ОГТ блока цехов 1, 3, 8 были переданы цеху 3 и 8.Согласно организационно-технических мероприятий на 3 этаже разместились следующие участки: по изготовлению табличек фотохимическим способом, гравировальный, жгутов, по изготовлению пультовой аппаратуры, лаборатория ОТК и представитель заказчика.

Рабочие места электромонтажников на участке жгутов и щитов были оснащены новыми специальными столами с местной вытяжкой и прибором злектромонтажника, позволяющим контролировать температуру пайки. Эта разработка НОТ, начальник Петров Владимир Евгеньевич, ответственный Алексеев Алексей Николаевич, изготовитель-цех№3.

Подробнее: Пинигин, цех 3

Повеликин

Рейтинг:   / 0

 Повеликин  (Повеликина Любовь Ефимовна 44-39-47)

Повеликин Владимир Филлипович родился в 1941г. в Казахстане. Его отец добровольцем ушел на фронт, сын родился уже без него и отца своего он никогда не видел, так как он погиб в 1944г. в боях за Эстонию. Мама работала в колхозе механизатором. Во время учебы в школе, начиная с первого класса, работал в поле и не только в школьные каникулы, помогая убирать урожай.

В 1955г. семья переехала жить в Тюмень поближе к родственникам. В 1958 году, по окончании восьми классов, Владимир Филлипович поступает работать на Тюменский судостроительный завод рабочим в цех по изготовлению кирпича. Потом его трудовая биография была связана, в основном, с судопроизводством. 

Подробнее: Повеликин

Порохин

Рейтинг:   / 0

 

 

О станках с ЧПУ

 

О восьмидесятых годах 20 века в нашей стране говорили как о годах застоя. Но наш судостроительный завод наращивал свои производственные мощности и оснащался новым , прогрессивным оборудованием: металлообрабатывающими станками и плазморежущими машинами с числовым программным управлением (ЧПУ).Все начиналось с малого. Приобрели один сверлильный станок с ЧПУ. Его «голова» была выполнена на элекромагнитных реле. Большой шкаф управления, запутанная, сложная электросхема и очень ненадежная элементная база. Кто – то должен был составить программу, настроить, наладить станок на работу. Требовались программисты – технологи, специалисты по электрике и электронике, специалисты по механике и гидравлике оборудования с ЧПУ.

На заводе были созданы: бюро программистов – технологов, подразделение электриков и электроников с группой слесарей по ремонту оборудования с ЧПУ в последствии названное лабораторией электроники и автоматики (ЛЭА). Руководителем лаборатории был назначен Порохин В. И. выпускник Ленинградского Электротехнического института.

Парк станков все увеличивался, закупали токарные, фрезерные, расточные, карусельные станки. Появились металлорежущие машины «Зенит», «Кристалл». Новое оборудование не отличалось высокой надежностью. Часты были отказы, сбои, поломки, а отсюда бракованные детали, перерасход металла.

Все это накладывало особую ответственность на специалистов по обслуживанию оборудования с ЧПУ.

Сложность обслуживания заключалась в многообразии систем ЧПУ и различии их элементной базы (начиная с обычных электромагнитных реле, диодов, транзисторов, конденсаторов россыпью, разных блоков логики «Т» и «М», кончая микросхемами с большой интегральной способностью и оперативной памятью).

Постепенно парк станков перевалил за сотню единиц. В цехах устанавливались робототехнологические комплексы (РТК). Чтобы освоить все это многообразие новой техники, специалисты ЛЭА направлялись на курсы по изучению различного оборудования в города: Ленинград, Москва, Николаев, Выборг, Воронеж.

Стремление к изучению, познанию и обслуживанию сложной техники дало хорошие результаты. В ЛЭА появились высококлассные специалисты своего дела. Это инженеры электроники Аржанов Н. А., Данилов Г. А., Ахтямов Х. Ш., Петелин И. В., Саламатов В. Н., Гетингер А. В., Семочкин В. Н., слесари по механике и гидравлике: Трофимов И. С., Шабалин Л. А., Стрункин Е. А.

Этой команде стало по силам не только ремонт и обслуживание сложного, точного оборудования, но и проектные монтажные и наладочные работы с применением робототехники и оборудования с ЧПУ. Так были созданы на заводе робототехнологическая линия по изготовлению труб – карнизов. РТК по изготовлению мебельной стяжки и ручки–кнопки.

К концу 90-х годов выпуск продукции на оборудовании с ЧПУ в цехе № 15 превышал 60%. Это был прогресс, а не застой.

На заводе сложился коллектив грамотных, сильных специалистов, способных решать сложные проблемы внедрения новой техники и новых технологий.

 

 

 

Стрекопытов С.К.

Рейтинг:   / 0

В заключение этой главы дадим слово «дезертиру». Рука не поднимается писать это слово без кавычек. Речь идет о человеке с трудовым стажем 53 года. Опустим в нашем повествовании причину увольнения его с завода. Скажем только, что, уволившись с завода, он стал Лауреатом премии Совета Министров СССР, Лауреатом премии имени В. И. Муравленко за разработку и внедрение плавуче^передвижных блочных устройств. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», медалями ВДНХ и другими наградами... Итак, слово:

7.4. Бывшему главному технологу Стрекопытову Сергею Константиновичу

Подробнее: Стрекопытов С.К.

Тавосин Б.П.

Рейтинг:   / 0

Воспоминания о заводе Бориса Павловича Тавосина

 

На завод мы с приятелем (Трошанов А.Е.) из г.Горького прибыли в г.Тюмень в апреле 1950г. О Тюмени мы знали немного, областной город, уютный пединститут, ряд предприятий.

Приветливый народ (добрый), хороший крытый рынок, деревянные тротуары, ходят все в телогрейках – вот, пожалуй, и все сведения.

С железнодорожного вокзала на небольшом автобусе №1 добрались до судостроительного завода.

П/я 45 – это конечная остановка. От загородного сада до завода дорога шла через болото по высокому земляному валу. В конце вала по левую сторону было длинное одноэтажное деревянное здание, в котором находились: продуктовый магазин, спортзал, клуб, столовая. По правую сторону стояло деревянное двухэтажное здание на краю болота. На первом этаже его размещались: отдел кадров, профком, ОКС, парикмахерская. На втором этаже: партком, зал заседаний, библиотека.

В отделе кадров состоялось первое знакомство с начальником ОК Николаевым Б.С. и инспекторами ОК Сомовым Н.И., Терешенко А.П. и Казаковым К.И.

Директором завода в это время был Афанасьев С.П., который сменил прежнего директора т.Крысова в феврале 1950г. Афанасьев С.П. вместе с начальником ОК, начальником ОТК, начальником ПЭО, начальником конструкторского отдела пригласил нас – молодых специалистов к себе в кабинет в этот же день. Задан был вопрос: «Где бы мы хотели работать?» Трошанов изъявил желание работать в конструкторском отделе, я попросился в цех мастером.

Начальник ОТК Барабанов Д.Г. предложил начать мне работать в заготовительном цехе №1 контрольным мастером, убедив меня в том, что нужно пройти всю технологическую цепочку от заготовки до сборки корпусов судов. Начальником цеха №1 был Науменко А.Н., зам. Начальника – Колмаков Е.В. Самым деловым и энергичным работником в цехе был Колмаков, которого все уважали и ценили.

Цех №1 размещался в деревянном одноэтажном здании типа сарая. Из оборудования были: «Пельс», гильотина, кромкогибочный станок, вальцы, сверлильный станок. Подача листового материала осуществлялась к станку вручную и на металлических шарах.

На улице был участок гибки и выбойки листов с помощью кувалды и деревянных шаблонов. Детали сложного профиля и большой толщины гнули на участке горячей гибки. Транспортировка листового и профильного материала на сборочные участки производилась на плечах такелажной бригады, которой руководил т.Туманян. В этом же здании цеха №1 был «плаз», который возглавлял Игошин П.А. и помогали ему Турунов, Семёнов А., Казаринов. Для каждой листовой детали, изготавливаемой цехом №1, на плазе делался деревянный или фанерный шаблон.

Рядом с цехом №1 был другой деревянный цех «дельных вещей», которым руководил Урицкий И.М., зам. у него был Васильев С.В. В этом цехе начинали работать: Ведерников М.А. с 1949 г. после окончания техникума в г.Сталинграде в должности нормировщика и Гуськов В.И. с 1952 г. в должности мастера после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта. Участок сборки секций, кажется, вначале также был подчинён Урицкому И.М.

Контора строительного цеха №9 размещалась в деревянном здании моющих запасов. Начальником цеха №9 был Никифоров И.В., зам. – Щастный И.В., ст. мастер пр. 732 (буксиры) – Кузнецов В.Г., ст. мастер проекта 561 (баржи) – Онищенко Н.С. Никифорова Ивана Васильевича звали на заводе «Иван Грозный». Он проработал начальником цеха недолго, в 1951 г. он сменил секретаря парткома завода Григорченко, а в 1953 г. был назначен директором Аккумуляторного завода. В 9 цехе начальником стал Щастный И.В., зам. начальника стал Онищенко Н.С. Секретарём парткома после Никифорова стал Васильев С.В.

Профкомом командовали Киселёв Г.С. и Серов П.Г., я в это время стал ст. мастером на стапеле.

 

(стр.2)

Цех №10 «монтажно-механический» в 1950 г. размещался в кирпичном здании. Начальником цеха был некто Иванов из Керчи. После него в 1951 г. стал начальником цеха Урицкий Д.М., зам. начальника стал Золотаревский М.М., зав. ПРБ Петельский, ведущие мастера: Лисевич, Абрамыч, Сучков.

Урицкий Давыд Маркович был самый уважаемый и доступный начальник цеха. В сдаточный период он чуть ли не сутки пропадал на заводе «как правило, в 5-6 ч. утра приходил и уходил часов 9 вечера». Давыд Маркович на передовой (на сдаче). Михаил Маркович – обеспечивал тыл. Цех был сложный: станочный участок, монтажный, трубопроводный, такелажный, пошивочный, малярный (маляров было 120-130 человек). 3-4 буксира-колесника нужно было сдавать в месяц, не считая барж.

Цех 11 «деревообстроечный» в 1950 г. размещался в сарае. Сложный, тяжелый цех. В плотах приходил лес в заводскую гавань. Лесотаска, пилорама, сушка, заготовка, пропитка, обстройка и другие операции проводились в этом цехе. На моей памяти первые руководители:

Начальник цеха – Мальшаков, зам. начальника – Семёнов Г., ведущий технолог – Чигвинчов А.М., ст. мастер заготовительного участка – Плеханов, ст. мастер обстроечного участка – Абышев, нормировщик – Перминов. В дальнейшем начальниками цеха были деловые, грамотные начальники цеха: Соркин П.М., Шмелёв А.И., Чумаков В.В.

Цех №5 «механический», начальник – Афьянский, позднее Малыгин Т.Д., размещён в кирпичном здании, выпускал шлюпочные лебёдки, рулевые машины. В цехе работали авторитетные рабочие-специалисты: Караваев С., Вольхин, Белобородов, Баранов, Миронов.

Цех №2 «литейно-кузнечный» - начальник цеха Синев, зам. начальника Гольфгехтер, ст. мастер Скрипник. Кузнечный участок смотрелся нормально, а литейный – как душегубка: все рабочие выше пояса в дыму, горелая земля, кругом опоки. Специалисты: Малыгин, Евтеев, Коренев.

Цех №16 «Инструментальный», начальник цеха Тиманович К.К. – умный, грамотный, авторитетный, интеллигентный, рассудительный. Начальник цеха в 1950 г. – Михайлов.

Главная контора – двухэтажное деревянное здание у проходной. На первом этаже – техотдел, отдел снабжения, отдел оборудования, ОТиЗ, бухгалтерия, финансовый отдел, представители регистра и заказчика, касса. На втором этаже кабинеты: директора, гл. инженера, зам. директора по снабжению, ОТК, ПЭО, первый отдел.

Директор Афанасьев С.И. первый год работал со старым главным инженером времён Крысова – Андреевым, но своей правой рукой считал Кисиля Н.С. (начальник ПЭО) и принимая любое решение, советовался с ним или направлял к нему для решения вопросов всех обращающихся. Кисиль Н.С. был человеком грамотным, волевым, решительным, но по характеру упрямым и бескомпромиссным и держал себя часто с другими «свысока». В 1954 г. его назначили гл. инженером на судостроительный завод в г.Гороховец, но там он проработал недолго и был переведён в г.Киев на завод «Ленкузница». В 1964 г. я встречался с ним на «Ленкузнице» (он работал начальником НОТ) и помогал ему переезжать на новую квартиру.

У Кисиля в ПЭО заместителем был Кресин Н.Г. – добрейшей души человек. После Андреева гл. инженером на завод был назначен с завода «Красное Сормово» Кузнецов.

Зам. директора по снабжению у Афанасьева был Ганчо Г. После него стал Лукьянец Г.Г.

Начальник ОТК был Барабанов – по всем статьям человек положительный.

Первым отделом заправляла Худолеева М.Г.

Техотделом руководил

Отделом снабжения руководил Иванов. Позднее – Колмаков.

Отделом оборудования руководила ______________, заместителем у нее была Семёнова М.К.

Отдел труда и зарплаты возглавлял Блюм В.Г., заместителем у него была Гуляева Р.С.

Главным бухгалтером был Забелин, но он увлекался выпивкой. После него стал Голиков В.Я.

Финансовым отделом командовал Могилевский, регистром был Дорофеев.

Представителем заказчика был Кудряшов, кассир – Талыгин.

 

(стр.3 Стрекопытов)

На заводе был свой электроцех, возглавлял его Охрименко Н.С. Там работали Буйносов Ю.А., Мочалов Ю.И. В 1953 г. пришёл туда Алфимов Ю.Д.

Конструкторский отдел располагался в деревянном бараке на береговой линии напротив цеха №1. Возглавлял его Евстигнеев из Сталинграда, руководил корпусной группой Калиновский А.С., механической – Доровских С.И.

В целом завод в 1950 г. смотрелся не внушительно. Территория его была разрезана болотистым широким рукавом, соединенным с рекой на две части (первый и второй участки).

Заводского транспорта, кроме гужевого, можно считать не было. При заводе на ул. Гаспаровской был конный двор, которым командовал Кочнев. Перевозки между цехами разных деталей и материалов осуществлялись на лошадях.

Директор Афанасьев и главный инженер Кузнецов жили в городе в деревянном особняке по ул. Дзержинского и добирались на завод и уезжали с завода в конной повозке. Первую легковую автомашину для руководителей «Победу» завод приобрёл в 1951 г. Шофёр – Гордеев В. Были ли грузовые автомашины, я не помню. Были два 6-тонных железнодорожных крана и на плаву в «паузке» был установлен автокран.

Для решения вопроса увеличения выпуска судов на заводе провели укрупнение бригад на стапелях без увеличения их количества. Подобрали грамотных и толковых бригадиров, а бригады сделали комплексными. Инициатором такой организации был Рыкованов Д.На стапельной линии сборки барж впервые была создана такая бригада. И результат не замедлил сказаться. Бригада доходила до 30 человек. Поднялась производительность труда и увеличилась зарплата. Потом создали вторую бригаду сборки барж на 2-ой стапельной нитке, бригадир – Шмотин. Третью бригаду сборки буксиров возглавил Чернецов Л. Четвёртую бригаду сборки плавучих электростанций возглавил Полевщиков Ф.

Такая организация бригад сборки судов прижилась, и впредь от нее не отступали.