Авраменко

Рейтинг:   / 0

Хотя масштабы судостроения в городе Комсомольске на Амуре, где я заканчивала кораблестроительный факультет политехнического института, меня вполне удовлетворяли, мы с мужем, тоже выпускником политеха, но электроэнергетического факультета, решили поехать по распределению в Тюмень, на тюменский судостроительный завод. Завод специализировался на выпуске барж, буксиров типа река-море и плавучих электростанций «Северное сияние». Я поступила технологом в техотдел, а мужа взяли начальником электролаборатории. В этой должности я проработала три года.

Подробнее: Авраменко

Аркадий Воскресенский Стихи

Рейтинг:   / 0

ВСПОМИНАЮ ТЮМЕНЬ

Память с возрастом стала стучаться сильней,

Нарастает тоска с каждым днем.

Вспоминаю Тюмень, вспоминаю друзей,

Город юности в сердце моем.

 

Помню старый вокзал, Первомайской простор

И "машинки" красивый фасад.

Мост над темной Турой, Затюменки бугор,

Там, где белые церкви стоят.

 

Подробнее: Аркадий Воскресенский Стихи

Афизова

Рейтинг:   / 0

Воспоминания Афизовой Бибисары.

Рассказ о своей жизни во время войны и послевоенный период.

Я Афизова Бибисара родилась в 1925г. в сентябре месяце в деревне Камышинка Нижне-Тавдинского района Тюменской области. После окончания пяти классов работала в колхозе на сенокосе летом, осенью молотила хлеб, вязала снопы. Зимой в холода приходилось возить сено, небольшие бревнышки длиной 1,5 – 2 метра на санях, бревна надо было завязать, сено уложить, чтобы по дороге не рассыпалось.

Подробнее: Афизова

Бабаева Н.М.

Рейтинг:   / 0

Бабаева Наталья Матвеевна

В  1941 г закончила 10 классов школы №1 в г. Тюмени

Помогали организовать госпиталь из своей мебели. В сентябре начали учиться в 10 классе в школе № 25 в третью смену. Днём помогали расчищать площадку пивоваренного завода для строительства мотоциклетного  завода (впоследствии завод АТЭ).

В октябре брат предложил работу в бюро связьмортреста. Шёл набор рабочих для работы на торпедных катерах. Приняли в бригаду Куприянова Владимира Ивановича, который выполнял работу по радио и светоаппаратуре.

Подробнее: Бабаева Н.М.

Бесчастных А.И.

Рейтинг:   / 1

Воспоминания Бессчастных Александры Ивановны о жизни в военные и послевоенные годы.

Родилась я 9 января 1924г. в городе Тюмени. Помню еще тридцатые годы, были они голодными, хлеб давали по карточкам. В1939г. окончила 7 классов. Отец мой умер в 1938г., брат, после окончания ФЗО, работал сварщиком на заводе, но в 1940г. брата призвали в армию. Осталась наша семья без кормильца. Мама заболела, ей сделали операцию, после операции она работала надомницей. Мы с сестрой пошли работать в подсобное хозяйство завода. Работа была тяжелая: копали землю, сажали и окучивали картошку, поливка, прополка.

В 1941году началась Великая Отечественная война!

Подробнее: Бесчастных А.И.

Бондырева З.И.

Рейтинг:   / 0

Записано со слов по телефону  30.11.08

Начала работать на минах в1941 гна Станкостроительном (Механик) заводе. Через 5 месяцев перешла на ТСЗ и стала работать масленщицей на котлах. Затем – ученик дизелиста, дизелист на втором участке. Топливо качали ручными насосами.

Зимой насосы на средине Туры (переспросить).

Уголь подвозили по 17-18 вагонеток в смену, а иногда по 20 вагонеток. Работа шла по 12 часов. Было очень тяжело. Потом сделали лебёдку.

Подробнее: Бондырева З.И.

Ваганов В.Е

Рейтинг:   / 0

Отдел главного энергетика (ОГЭ)

Я пришел в отдел главного энергетика (ОГЭ) в апреле 1966 года на должность инженера-конструктора. В то время отделы ОГЭ и ОГМ (отдел главного механика) располагались в средней части корпуса между цехами №12 и №13.

Отдел состоял в то время из 12 человек (1967г.):

Охрименко Н.С. - гл.энергетик;

Марголин В.Н. – зам.гл.энергетика;

Увицкий А.Н. – начальник теплотехнического бюро;

Безус Н.И. - инженер-конструктор;

Девятков А.И - инженер-теплотехник;

Ваганов В.Е. - инженер-конструктор;

Киселев А. - инженер-теплотехник;

Янгосоров Г.В. - инженер по оборудованию;

Бычков В.И. - инженер-электрик;

Кувакин А.Д. - по электрооборудованию;

Санникова Л. - копировщица;

Чернышева Р.И. - секретарь-машинистка.

 

Главная задача ОГЭ и энергоцеха №12-обеспечение цехов и служб всеми видами энергии, а также безопасная эксплуатация энергосетей, оборудования и объектов, подведомственных инспекции Госгортехнадзора.

Руководителем энергоцеха был Задорин В.Ф. - толковый, знающий свое дело специалист.

Благодаря слаженной работе отдела и подразделений энергоцеха позволяло поддерживать большое количество инженерных сетей и оборудования в рабочем состоянии (протяженность территории завода составляла 1,5 км.), что было несомненной заслугой начальника отдела Охрименко Н.С. Николай Семенович был справедливым и требовательным человеком по отношению к подчиненным, умел выслушать каждого по решаемой задаче.

Поставленные руководством завода задачи рассматривались всеми специалистами отдела и только после этого назначались ответственные исполнители и сроки окончания работ. Контроль за исполнением работ был постоянный. А работ было очень много, особенно по отоплению и вентиляции, т.к. завод находился в стадии модернизации и освоения новой продукции.

Это разработка систем вентиляции на участке плоскостных секций в цехе №7, на участке дробеструйной очистки металла, на участке плазморезательных машин «Кристалл» с установкой рекуператоров, проекты отопления и вентиляции на построенном участке травления алюминия в цехе №15, проект очистки и осушки сжатого воздуха в цехах №3 и №8, также другие работы.

Воплощение проектов в металле осуществляли цехи №12, №13, №14 {руководители Задорин В.Ф., Кузин М.П., Баженов (Смелков В.А.)}.

Кроме своих функциональных обязанностей работники ОГЭ принимали участие в подготовке производства при выпуске основной продукции. Наиболее важной в этом плане была разработка проектной документации системы отопления плавучей электростанции «Северное Сияние» №1 (1967г.).

Головное судно ПЭС №1 по масштабам и энергопотреблению было несравнимо со всеми ранее выпускавшимися судами на заводе. Перед руководством завода появилась проблема – как сократить срок постройки ПЭС №1. Ответ был один – нужно обеспечить теплоснабжение судна в течение всего холодного периода. Куда более трудным был вопрос – как? Вариантов было несколько, но все они были слишком громоздкими или решали проблему частично.

Решение пришло из ОГТ (Отдел Главного Технолога). Главный технолог Андреев Ю.А. и его специалисты предложили новаторский вариант, ранее в судостроении не применявшийся, а именно: вырезать в днище судна технологические отверстия, через которые предполагалось подать горячий воздух в судно. Но при этом было одно осложнение: на ПЭС было двойное дно, но эта проблема была вполне решаема. Такая схема подачи тепла позволяла нагреть судно внутри почти полностью, что позволяло и в холодный период вести эл.монтажные, изоляционные и отделочные работы.

Согласно представленной в Т.З. схемы ОГТ технологических вырезов в днище ПЭС, конструкторами ОГЭ был разработан проект воздушного отопления включающий 4 мощных отопительных агрегата собственной конструкции и подводящие сети теплоносителя (два в носовую часть, два в корму).

Производство огнеопасных работ на судне в зимний период потребовало обеспечение повышенной пожарной безопасности на строящейся ПЭС. Для этого вдоль стапеля ПЭС были смонтированы 3 утепленных пожарных гидранта.

Были проложены дополнительные кабельные линии для электроснабжения теплоагрегатов, а также электропотребителей на самом судне. Все эти работы в натуре выполнили работники цехов №12, №13 под руководством Задорина В.Ф. и Кузина М.П. Также в этом проекте принимал участие цех №20 (начальник цеха Шлеев Н.В.), на который были возложены работы по теплоизоляции теплоагрегатов, воздуховодов и судна по низу. Эта схема отопления ПЭС в дальнейшем была использована на буксирах-толкачах пока не сдали в эксплуатацию эллинг.

Но это не единственное наше участие в основной деятельности. Зам гл.энергетика Марголин В.Н. принимал участие в разработке нагрузочного устройства для испытания генераторов ПЭС №1, а работники энергоцеха Димашов А.С., Бердинских В.В. и другие работники энергоцеха смонтировали его на площадке у пирса.

В конце 1970 года наш отдел и ОГМ переехали в новый инженерный корпус (южное крыло), который полностью был закончен в 1971 году.

В 1974 году по представлению Николая Семеновича Охрименко меня утвердили на должность главного энергетика (до этого с 1970 года был начальником теплотехнического бюро). Охрименко Н.С. оформился на пенсию, но продолжал работать в отделе еще некоторое время.

Через отдел прошло много молодых (и не очень) специалистов, которые у нас и в энергоцехе хорошую практику (судостроительный завод по тому времени был крупным предприятием в Тюмени), после чего переходили на другие Тюменские предприятия с повышением.

Но несмотря на такую миграцию приходили новые люди и включались в нашу основную работу по эксплуатации энергооборудования и сетей.

Конструкторами ОГЭ и ОГМ был разработан проект выноса теплотрассы на наружные опоры, что значительно снизило потери тепла от трубопроводов.

Заменили старые кислородные установки КГН-30 на новые более производительные КЖАЖ-0,04, заменили старый котел ДКВР-6,5 на новый ДМ-10.

С внедрением на заводе станков с ЧПУ, в отделе возникла острая необходимость создания отдельной группы по обслуживанию станков с ЧПУ, которая оформилась как лаборатория ЧПУ, во главе которой был Порохин В.И.

Первоначально в группу входили инженеры-электронщики: Аржанов Н.А., Ахтямов Х.Ш., Данилов Г.А. Затем группа в лаборатории расширилась и в нее вошли: Бурлаков М., Ищенко В., Петелин И.В., Соломатов В. ……. Женя.

Все сложные станки с электроприводом и электронным управлением обслуживала эта группа специалистов.

Кроме того работники ОГЭ вместе с работниками других отделов участвовали в строительстве объектов, возводимых методом народной стройки (Профилакторий, котельная подсобного хозяйства в д.Криводаново, ВФЛ – наружные сети, очистка воды), благоустройство и посадка деревьев вокруг инженерного корпуса.

Долгое время работали в ОГЭ:

Марголин В.Н. - зам.гл.энергетика;

Иноземцев Г.И. - нач. теплотехнического бюро;

Кувакин А.Д. - инженер-электрик;

Глазунова Л.Н. - экономист;

Дудкина Г.Я. - приборист;

Петелина В.Г. - инженер-конструктор;

Иванова Н.В. - инженер-конструктор;

Харчева Т.Н. - инженер-конструктор;

Махонина Г.П. - экономист;

Попова Е.А. - инженер сантехн.;

Чернышева В.И. - секретарь-машинистка.

 

В конце 1988 года я ушел с должности гл.энергетика и в 1989 году стал работать в органах Госприемки на Тюменском судостроительном заводе под руководством Комарова И.Д.

 

12.02.2012г. Подпись. Ваганов ВЕ

 

  1. Кислородная станция.

Нач-к кисл.ст. Вылегжанин Л.П.

Семухин

Рыжков С.А.

 

  1. Компрессорная станция.

Мастер компрессорного участка Протопопов Н.Н.

 

  1. Котельный участок.

Мастер Кочанов Г.Ф.

Шестаков В.Ф.

 

  1. Участок связи.

Мастер Кубышева.

 

  1. Эл.участок.

Зам.нач.цеха Соловьев В.А.

Мастер Димашов Л.С.

 

 

Важенин В.В.

Рейтинг:   / 1

Воспоминания Важенина В. В.

Я Важенин Владимир Васильевич родился 5 февраля 1927г. в деревне Мыс Тюменского района Тюменской области в рабочей семье. До 1941г. семья состояла из семи человек: отец- Важенин Василий Ефимович, мать- Важенина Мария Афанасьевна и пятерых детей. Я из детей был старший.

Отец работал на Тюменском судостроительном заводе с начала его основания (1928г.), сначала рабочим-клепальщиком, потом производственным мастером судокорпусного цеха, далее мастером ОТК цеха №7. В 1960г. он ушел на пенсию. Отец был честным и добросовестным работником, в 1930-1931г.г. его как молодого коммуниста отправили в командировку на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Мать воспитывала детей и занималась домашним хозяйством.

Подробнее: Важенин В.В.

Ведерников М. А.

Рейтинг:   / 0

Ведерников Михаил Андреевич 07.04.09

     Группа выпускников Сталинградского судостроительного техникума в количестве 14 человек приехала на завод 12 января 1949 года. Всех парней направили работать в цеха. Только двух девчонок в техотдел. Через два года на заводе осталось двое Ведерников и Конюхов остальные, уехали на родину.

     Сначала меня направили помощником технолога в цех 7. Через 6 месяцев назначили нормировщиком в этом же цехе. На новой должности ярко запомнился случай связанный с замечанием директора завода  Крысова Натана Израилевича. Он ежедневно обходил территорию завода и на этот раз зашел в 12 часов в конторку, где я работал вместе с Ивановой Надеждой Карповной. В конторке горела лампочка. И за это я получил первый, запомнившийся на всю жизнь урок об экономии.

Подробнее: Ведерников М. А.

Вольхин Г. А., воспоминания

Рейтинг:   / 0

  Я работал именно в 5-м цехе, первый цех был и второй – кузница-литейка, и третий, десятый – сборный, где непосредственно катер делали, все ставили. Ну, корпус-то, корпус – с полбеды… пятый был важнее всех, потому что там делали валовую линию, она проходит через весь катер, от носа до кормы. Вал – он диаметром на 80, толстый такой. Валовую линию делали именно в пятом цехе. Сам винт лили только из бронзы во втором цехе, там литейка была. А после литья везли его в пятый цех. А на литье все толще, чем надо было, а в одном месте был отлив лишний к этому винту – вот такая чушка. Тут же его отрезали на станке от винта и тащили в пятый, чтобы сделать образец из этого лишнего отрезка. Мастер меня попросил –  сделай образец. Я сперва не знал, что это такое – он вот такой чертеж дал. “Только смотри мне,  чтобы было все чик в чик,   чисто и точно”.

Подробнее: Вольхин Г. А., воспоминания