Абышев С.С.
- Подробности
- Просмотров: 829
Абышев Спиридон Степанович
Из личных воспоминаний
Из воспоминаний дочери Кульчитской В.С. (девичья фамилия Абышева).
Я, Валентина Спиридоновна, родилась в Тюмени в роддоме на ул. Володарского (он был один в городе) в 1936 году 2 июля в семье рабочего Спиридона Степановича и Анфусы Ивановны Абышевых. Папа работал на Судостроительном заводе с 1932 г слесарем – трубопроводчиком. Маму он привез из д. Тараканово Ярковского района в 1934 году, она была домохозяйкой сначала, а потом ее избрали помощником ответственного за улицы Серова, Коммунаров, Байкальскую и др.
Папу в 1939 году брали на Маньчжурскую войну и Финскую.
А потом в 1941 году взяли на войну с немцами, где был до конца 1945 года.
Авраменко
- Подробности
- Просмотров: 3647
Хотя масштабы судостроения в городе Комсомольске на Амуре, где я заканчивала кораблестроительный факультет политехнического института, меня вполне удовлетворяли, мы с мужем, тоже выпускником политеха, но электроэнергетического факультета, решили поехать по распределению в Тюмень, на тюменский судостроительный завод. Завод специализировался на выпуске барж, буксиров типа река-море и плавучих электростанций «Северное сияние». Я поступила технологом в техотдел, а мужа взяли начальником электролаборатории. В этой должности я проработала три года.
Аркадий Воскресенский Стихи
- Подробности
- Просмотров: 4107
ВСПОМИНАЮ ТЮМЕНЬ
Память с возрастом стала стучаться сильней,
Нарастает тоска с каждым днем.
Вспоминаю Тюмень, вспоминаю друзей,
Город юности в сердце моем.
Помню старый вокзал, Первомайской простор
И "машинки" красивый фасад.
Мост над темной Турой, Затюменки бугор,
Там, где белые церкви стоят.
Афизова
- Подробности
- Просмотров: 3839
Воспоминания Афизовой Бибисары.
Рассказ о своей жизни во время войны и послевоенный период.
Я Афизова Бибисара родилась в 1925г. в сентябре месяце в деревне Камышинка Нижне-Тавдинского района Тюменской области. После окончания пяти классов работала в колхозе на сенокосе летом, осенью молотила хлеб, вязала снопы. Зимой в холода приходилось возить сено, небольшие бревнышки длиной 1,5 – 2 метра на санях, бревна надо было завязать, сено уложить, чтобы по дороге не рассыпалось.
Бабаева Н.М.
- Подробности
- Просмотров: 3787
Бабаева Наталья Матвеевна
В 1941 г закончила 10 классов школы №1 в г. Тюмени
Помогали организовать госпиталь из своей мебели. В сентябре начали учиться в 10 классе в школе № 25 в третью смену. Днём помогали расчищать площадку пивоваренного завода для строительства мотоциклетного завода (впоследствии завод АТЭ).
В октябре брат предложил работу в бюро связьмортреста. Шёл набор рабочих для работы на торпедных катерах. Приняли в бригаду Куприянова Владимира Ивановича, который выполнял работу по радио и светоаппаратуре.
Бесчастных А.И.
- Подробности
- Просмотров: 4038
Воспоминания Бессчастных Александры Ивановны о жизни в военные и послевоенные годы.
Родилась я 9 января 1924г. в городе Тюмени. Помню еще тридцатые годы, были они голодными, хлеб давали по карточкам. В1939г. окончила 7 классов. Отец мой умер в 1938г., брат, после окончания ФЗО, работал сварщиком на заводе, но в 1940г. брата призвали в армию. Осталась наша семья без кормильца. Мама заболела, ей сделали операцию, после операции она работала надомницей. Мы с сестрой пошли работать в подсобное хозяйство завода. Работа была тяжелая: копали землю, сажали и окучивали картошку, поливка, прополка.
В 1941году началась Великая Отечественная война!
Бондырева З.И.
- Подробности
- Просмотров: 3590
Записано со слов по телефону 30.11.08
Начала работать на минах в1941 гна Станкостроительном (Механик) заводе. Через 5 месяцев перешла на ТСЗ и стала работать масленщицей на котлах. Затем – ученик дизелиста, дизелист на втором участке. Топливо качали ручными насосами.
Зимой насосы на средине Туры (переспросить).
Уголь подвозили по 17-18 вагонеток в смену, а иногда по 20 вагонеток. Работа шла по 12 часов. Было очень тяжело. Потом сделали лебёдку.
Буйносов Ю.А.
- Подробности
- Просмотров: 1213
Буйносов Юрий Анатольевич
Из личных воспоминаний
Родился 1 ноября 1926г. в Тюмени. В семье Буйносова Анатолия Петровича (18.02.1901г. Камышлов - 25.05.1977г. Тюмень) и Буйносовой (Катугиной) Татьяны Ивановны (25.01.1903г. - 21.09.1970г.). Был вторым ребенком, старшая сестра Нина Анатольевна 23.11.1924г.р.
Жили родители в доме на углу улиц Герцена и Челюскинцев. Жили в одной комнате на втором этаже двухэтажного дома с полуподвальным первым этажом. Отец работал в военкомате, мать была домохозяйкой. Особых подробностей не запомнил и только с 4 лет могу вспомнить нашу жизнь.
Ваганов В.Е
- Подробности
- Просмотров: 1362
Отдел главного энергетика (ОГЭ)
Я пришел в отдел главного энергетика (ОГЭ) в апреле 1966 года на должность инженера-конструктора. В то время отделы ОГЭ и ОГМ (отдел главного механика) располагались в средней части корпуса между цехами №12 и №13.
Отдел состоял в то время из 12 человек (1967г.):
Охрименко Н.С. - гл.энергетик;
Марголин В.Н. – зам.гл.энергетика;
Увицкий А.Н. – начальник теплотехнического бюро;
Безус Н.И. - инженер-конструктор;
Девятков А.И - инженер-теплотехник;
Ваганов В.Е. - инженер-конструктор;
Киселев А. - инженер-теплотехник;
Янгосоров Г.В. - инженер по оборудованию;
Бычков В.И. - инженер-электрик;
Кувакин А.Д. - по электрооборудованию;
Санникова Л. - копировщица;
Чернышева Р.И. - секретарь-машинистка.
Главная задача ОГЭ и энергоцеха №12-обеспечение цехов и служб всеми видами энергии, а также безопасная эксплуатация энергосетей, оборудования и объектов, подведомственных инспекции Госгортехнадзора.
Руководителем энергоцеха был Задорин В.Ф. - толковый, знающий свое дело специалист.
Благодаря слаженной работе отдела и подразделений энергоцеха позволяло поддерживать большое количество инженерных сетей и оборудования в рабочем состоянии (протяженность территории завода составляла 1,5 км.), что было несомненной заслугой начальника отдела Охрименко Н.С. Николай Семенович был справедливым и требовательным человеком по отношению к подчиненным, умел выслушать каждого по решаемой задаче.
Поставленные руководством завода задачи рассматривались всеми специалистами отдела и только после этого назначались ответственные исполнители и сроки окончания работ. Контроль за исполнением работ был постоянный. А работ было очень много, особенно по отоплению и вентиляции, т.к. завод находился в стадии модернизации и освоения новой продукции.
Это разработка систем вентиляции на участке плоскостных секций в цехе №7, на участке дробеструйной очистки металла, на участке плазморезательных машин «Кристалл» с установкой рекуператоров, проекты отопления и вентиляции на построенном участке травления алюминия в цехе №15, проект очистки и осушки сжатого воздуха в цехах №3 и №8, также другие работы.
Воплощение проектов в металле осуществляли цехи №12, №13, №14 {руководители Задорин В.Ф., Кузин М.П., Баженов (Смелков В.А.)}.
Кроме своих функциональных обязанностей работники ОГЭ принимали участие в подготовке производства при выпуске основной продукции. Наиболее важной в этом плане была разработка проектной документации системы отопления плавучей электростанции «Северное Сияние» №1 (1967г.).
Головное судно ПЭС №1 по масштабам и энергопотреблению было несравнимо со всеми ранее выпускавшимися судами на заводе. Перед руководством завода появилась проблема – как сократить срок постройки ПЭС №1. Ответ был один – нужно обеспечить теплоснабжение судна в течение всего холодного периода. Куда более трудным был вопрос – как? Вариантов было несколько, но все они были слишком громоздкими или решали проблему частично.
Решение пришло из ОГТ (Отдел Главного Технолога). Главный технолог Андреев Ю.А. и его специалисты предложили новаторский вариант, ранее в судостроении не применявшийся, а именно: вырезать в днище судна технологические отверстия, через которые предполагалось подать горячий воздух в судно. Но при этом было одно осложнение: на ПЭС было двойное дно, но эта проблема была вполне решаема. Такая схема подачи тепла позволяла нагреть судно внутри почти полностью, что позволяло и в холодный период вести эл.монтажные, изоляционные и отделочные работы.
Согласно представленной в Т.З. схемы ОГТ технологических вырезов в днище ПЭС, конструкторами ОГЭ был разработан проект воздушного отопления включающий 4 мощных отопительных агрегата собственной конструкции и подводящие сети теплоносителя (два в носовую часть, два в корму).
Производство огнеопасных работ на судне в зимний период потребовало обеспечение повышенной пожарной безопасности на строящейся ПЭС. Для этого вдоль стапеля ПЭС были смонтированы 3 утепленных пожарных гидранта.
Были проложены дополнительные кабельные линии для электроснабжения теплоагрегатов, а также электропотребителей на самом судне. Все эти работы в натуре выполнили работники цехов №12, №13 под руководством Задорина В.Ф. и Кузина М.П. Также в этом проекте принимал участие цех №20 (начальник цеха Шлеев Н.В.), на который были возложены работы по теплоизоляции теплоагрегатов, воздуховодов и судна по низу. Эта схема отопления ПЭС в дальнейшем была использована на буксирах-толкачах пока не сдали в эксплуатацию эллинг.
Но это не единственное наше участие в основной деятельности. Зам гл.энергетика Марголин В.Н. принимал участие в разработке нагрузочного устройства для испытания генераторов ПЭС №1, а работники энергоцеха Димашов А.С., Бердинских В.В. и другие работники энергоцеха смонтировали его на площадке у пирса.
В конце 1970 года наш отдел и ОГМ переехали в новый инженерный корпус (южное крыло), который полностью был закончен в 1971 году.
В 1974 году по представлению Николая Семеновича Охрименко меня утвердили на должность главного энергетика (до этого с 1970 года был начальником теплотехнического бюро). Охрименко Н.С. оформился на пенсию, но продолжал работать в отделе еще некоторое время.
Через отдел прошло много молодых (и не очень) специалистов, которые у нас и в энергоцехе хорошую практику (судостроительный завод по тому времени был крупным предприятием в Тюмени), после чего переходили на другие Тюменские предприятия с повышением.
Но несмотря на такую миграцию приходили новые люди и включались в нашу основную работу по эксплуатации энергооборудования и сетей.
Конструкторами ОГЭ и ОГМ был разработан проект выноса теплотрассы на наружные опоры, что значительно снизило потери тепла от трубопроводов.
Заменили старые кислородные установки КГН-30 на новые более производительные КЖАЖ-0,04, заменили старый котел ДКВР-6,5 на новый ДМ-10.
С внедрением на заводе станков с ЧПУ, в отделе возникла острая необходимость создания отдельной группы по обслуживанию станков с ЧПУ, которая оформилась как лаборатория ЧПУ, во главе которой был Порохин В.И.
Первоначально в группу входили инженеры-электронщики: Аржанов Н.А., Ахтямов Х.Ш., Данилов Г.А. Затем группа в лаборатории расширилась и в нее вошли: Бурлаков М., Ищенко В., Петелин И.В., Соломатов В. ……. Женя.
Все сложные станки с электроприводом и электронным управлением обслуживала эта группа специалистов.
Кроме того работники ОГЭ вместе с работниками других отделов участвовали в строительстве объектов, возводимых методом народной стройки (Профилакторий, котельная подсобного хозяйства в д.Криводаново, ВФЛ – наружные сети, очистка воды), благоустройство и посадка деревьев вокруг инженерного корпуса.
Долгое время работали в ОГЭ:
Марголин В.Н. - зам.гл.энергетика;
Иноземцев Г.И. - нач. теплотехнического бюро;
Кувакин А.Д. - инженер-электрик;
Глазунова Л.Н. - экономист;
Дудкина Г.Я. - приборист;
Петелина В.Г. - инженер-конструктор;
Иванова Н.В. - инженер-конструктор;
Харчева Т.Н. - инженер-конструктор;
Махонина Г.П. - экономист;
Попова Е.А. - инженер сантехн.;
Чернышева В.И. - секретарь-машинистка.
В конце 1988 года я ушел с должности гл.энергетика и в 1989 году стал работать в органах Госприемки на Тюменском судостроительном заводе под руководством Комарова И.Д.
12.02.2012г. Подпись. Ваганов ВЕ
-
Кислородная станция.
Нач-к кисл.ст. Вылегжанин Л.П.
Семухин
Рыжков С.А.
-
Компрессорная станция.
Мастер компрессорного участка Протопопов Н.Н.
-
Котельный участок.
Мастер Кочанов Г.Ф.
Шестаков В.Ф.
-
Участок связи.
Мастер Кубышева.
-
Эл.участок.
Зам.нач.цеха Соловьев В.А.
Мастер Димашов Л.С.
Важенин В.В.
- Подробности
- Просмотров: 4123
Воспоминания Важенина В. В.
Я Важенин Владимир Васильевич родился 5 февраля 1927г. в деревне Мыс Тюменского района Тюменской области в рабочей семье. До 1941г. семья состояла из семи человек: отец- Важенин Василий Ефимович, мать- Важенина Мария Афанасьевна и пятерых детей. Я из детей был старший.
Отец работал на Тюменском судостроительном заводе с начала его основания (1928г.), сначала рабочим-клепальщиком, потом производственным мастером судокорпусного цеха, далее мастером ОТК цеха №7. В 1960г. он ушел на пенсию. Отец был честным и добросовестным работником, в 1930-1931г.г. его как молодого коммуниста отправили в командировку на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Мать воспитывала детей и занималась домашним хозяйством.