Комаров И.Д. - Воспоминания о строителях. Начало.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Начало

С Тюменским судостроительным заводом впервые я познакомился в августе 1959, после окончания Тюменского машиностроительного техникума.

Большая часть нашей 77-й группы была распределена именно туда. Работу я начал в цехе МС-2, который в то время осваивал оборонную продукцию. Я стал учеником слесаря-сборщика на участке сборки каркасов. На участок поступали каркасы панелей, мы собирали их в объемные конструкции. Тогда я впервые познакомился с требованиями к продукции, приемкой ее работниками ОТК, военпредами, узнал, что такое план и какой ценой он выполняется. Если я не ошибаюсь, начальником цеха МС-2 был ТавосинБ.М.

В том году я проработал всего два месяца и 6 октября был призван на службу в ВМФ.

На завод вернулся после 4-х лет службы на флоте, в 1963 году. Из моих знакомых и бывших сотрудников по техникуму там остались только Стародубцева С.А. (к тому времени Пульникова С.А.) и Пермяков В.Ф. который был в то время старшим мастером.

Я поступал слесарем-сборщиком, но вышел приказ о моем назначении мастером сборочного участка кузовного цеха. Видимо, постарался Пермяков В.Ф., узнав о моем возвращении.

Наконец, я приступил к работе, до окончания 1963 г. оставалось менее 3-х месяцев.

Не успев толком освоиться, я сразу же оказался в центре напряженной борьбы за выполнение плана на важнейшем участке, связанным с оборонным заказом. Работали тогда в 2 смены по 12 часов: первая приходила в 8:00, вторая в 20:00. Мой участок охватывал следующие операции:

- сборка каркаса;

- грунтование каркаса;

- установка корпусной обшивки, окон и дверей;

- испытание кузова на водонепроницаемость;

- обстройка и внутренняя облицовка кузова.

Результат каждой из них сдавался мастеру ОТК (т.н. контрольный мастер) который, в свою очередь, сдавал ее военпреду (представителю от военного министерства).

На этом участке был организован своего рода поток: вдоль пролета была смонтирована железнодорожная линия, по которой передвигались специальные тележки. В начале потока на тележку устанавливалось основание, на него каркасы передней стенки, боковых стенок, задней стенки, крыши.

Требования были жесткие, нередко происходили возвраты продукции для устранения обнаруженных недостатков. В этом случае писалась предъявительная записка, и прежде чем она будет подписана гл. инженером или директором завода, виновнику попортят немало крови.

К главному инженеру с запиской шел  мастер, к директору завода – начальник цеха. Когда я был мастером, такая миссия выпадала мне неоднократно, и тогда я получал по полной программе.

В последние месяцы 1963, на октябрь, ноябрь и декабрь производилось около 100 единиц продукции в месяц. Так случилось, что из-за систематического отставания от графика нашему цеху надо было выпускать по 8 кузовов в день, а фактически, больше 3-4 сделать не удавалось.

И вот, когда я, по какой-то причине, остался за старшего мастера, мне пришлось отчитываться на утренней планерке за выполнение суточного графика. На этой планерке я впервые увидел Гуськова В.И. и это знакомство запомнилось мне на всю жизнь. Впервые, за сутки было сдано 5 кузовов.

Наконец, очередь дошла до меня, я уже предвкушал похвалу по поводу того, что наконец-то, достигнут прогресс в количестве выпускаемой продукции.

- Кузовной… – сказал Гуськов.

- Сдано пять кузовов! – гордо отрапортовал я.

- А сколько по графику?

- Восемь.

- Ты что, работать не хочешь? – грозно спросил Гуськов и взгляд его при этом был ужасен. Это было в его характере, спрашивать он умел, как, впрочем, и организовывать, не зря его направляли на самые сложные, самые ответственные участки.

Что было дальше, я не помню, помню только что план ноября, октября и декабря мы выполнили и при этом еще получили и приличную премию.