Память о тюменском судостроительном заводе

На главной На главной На главной На главной

На главной IMGP4667 IMGP4668

    Сайт создается для сохранения памяти о Тюменском  Ордена Отечественной Войны I степени судостроительном заводе имени 60 летия Союза ССР и тех, кто работал на этом предприятии.

Первичная цель сайта  привлечь внимание к сбору материалов в электронном виде о заводе и тех, кто работал на нем. В дальнейшем планируется сбор материалов от старшего поколения судостроителей передать детям и внукам, с тем, чтобы обеспечить  полноту сбора

Хранение собранных материалов в электронном виде планируется в областном музее, областном архиве и областной библиотеке.

Сбор материалов в электронном виде начала группа ветеранов в 2007 году. Большую организационную помощь в этой работе оказывает депутат городской думы Баранчук Юрий Александрович.  В его помещении по адресу ул. Щорса 8, оборудованном проектором и экраном   проведено  восемь встреч ветеранов из различных цехов и отделов. На этих встречах побывало около 270 ветеранов.

Учитывая, почти 85 летнюю жизнь завода и примерно пятьдесят тысяч работавших на нем в разные годы, составители сайта понимают, что без помощи заводчан, их родственников  и друзей с этой задачей справиться не возможно. Мы также рассчитываем на участие родственников работников эвакуированных на завод во время Войны. В военное время на заводе работали эвакуированные из 29 городов.

Особенно большое количество эвакуированных было из городов:

  • Ленинграда
  • Севастополя
  • Керчи
  • Херсона
  • Николаева
  • Астрахани
  • Перми
  • Зеленодольска
  • Гороховца

В основу представляемых материалов положены документы заводского музея, который бал  открыт в марте 1986 года. Большую работу при этом выполнили Блюм Василий Дмитриевич, Швецова Людмила Васильевна, Кукарский Георгий Семенович, Охрименко Евгений Николаевич, Кураш Виктор Викторович работники цеха №11 и №16

Свою историю завод исчисляет с 5 июня 1928г. В этот день на заседании Правления Ленинградского судостроительного треста был утвержден проект и сметы на строительство тюменской верфи.

Одновременно следует отметить, что строительство судов в г.Тюмени велось и ранее.

Первой продукцией завода были тентовые баржи для перевозки зерна, другие сухогрузные суда и лихтеры. До 1941 года на заводе строились баржи, пассажирские и буксирные паровые суда, часть из которых поставлялись в другие регионы в разобранном виде.

В период Великой Отечественной Войны, с 1941 года, завод перешел на выпуск военной продукции – сначала на изготовление корпусов мин и боеголовок к реактивным снарядам, а с 1942 года освоил строительство торпедных катеров Г-5 и Г-5-123 бис. Строительство катеров продолжалось и в 1946, и в 1947 годах.

За успешную работу в военное время завод неоднократно награждался переходящим Красным знамёнем Государственного Комитета Обороны. Отмечая заслуги завода в Великой отемчественной войне, Государственный Комитет Обороны вручил на вечное хранение красное знамя коллективу завода. Триста сорок один работник завода награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом от 4 мая 1985 года завод на награждён орденом Отечественной Войны I степени.

С 1947 года завод переходит на выпуск гражданских судов и другой мирной продукции.

Завод внёс большой вклад в дело освоения Тюменских недр.  С 1947 по 1992 гг.  построено более двух тысяч судов: пассажирские, наливные, сухогрузные и буксирные теплоходы, рефрижераторы, автомобильные паромы, плавучие электростанции, баржи различных типов.

Большие задачи, поставленные перед заводом в послевоенный период, потребовали от коллектива ежегодного наращивания объёмов производства. С этой целью проведена реконструкция завода, велось планомерное , техническое перевооружение предприятия. Максимальная численность завода в 1964 году составила 6200 челевек.

Выполняя постановление ЦК и СМ СССР, в 1964 году завод перешел на серийное строительство нефтеналивного флота. За четыре года было построено 186 нефтеналивных барж и сорок танкеров общей грузоподъемностью 406 тысяч тонн. Этот флот обеспечил до пуска нефтепроводов перевозку более пяти миллионов т нефти с свера на Омский НПЗ.

Для развития энергетики в нефтедобывающих районов области на заводе построено две плавучих электростанции «Северное сияние общей мощностью 48 тыс кВт.

Начиная с 1958  до1991 г. завод в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ занимался серийным производством ряда наземных подвижных средств, входящих в ракетные комплексы. 

Собраны в электронном виде документы по следующим разделам:

  1. Довоенный завод (решения о создании завода, о рабочих и служащих, технологическом оборудовании, зданиях и сооружениях).
  2. Завод во время войны (составлены частично списки и фотографии фронтовиков, найдены списки всех работников цехов за январь 1942 года, список награждённых медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне», справки о нормах на хлеб, обеспеченности жильём и другие интересные документы).
  3. Послевоенный период (списки и фотографии бригад, полные списки и фотографии работников завода, награждённых правительственными наградами, суда постройки 1947-2006 годов, оборонное производство, (пояснительная записка с приложениями, в которых указаны фамилии наиболее отличившихся) строительство жилья и соцкультбыт, медицина, учёба, подсобное хозяйство, спорт, наводнение, и ряд других документов).
  4. Безвременье перестройки (подробные справочные материалы о состоянии завода в 1998 году, расчленение завода Метельскими, война за власть среди Метельских, падение производства, банкротство)
  5. Газета «Тюменский судостроитель» 1962-1994 гг. Всего более 1500 шт.
  6. Книги почета. 1947, 1950-2008 гг.
  7. Кинохроника. (1964-1970гг) Цехи №7,9,10,15,16. Пятидесятилетие завода в областной филармонии. Митинги на заводе. Демонстрации. Материал помогли сохранить члены заводской любительской киностудии.