Чернаков Л.И. Воспоминания

  • Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

 Воспоминания Чернакова

 Содержание

 1 Биография

а) Служба на береговых батареях Тихоокеанского флота.

б) В здоровом теле – здоровый дух.

в) Любовь к труду.

г) Трудовая и общественная деятельность на Тюменском судостроительном заводе.

2 О коллегах по работе на заводе.

3. Создание комплексных бригад в цехе№9.

4. План-закон.

5. Решение вопросов по строительству в городе Москве.

6. Капитальное строительство в 1957-1987г.г.

7. Строительство хозяйственным способом.

8. Партийная поддержка.

9. Отчет на коллегии министерства по итогам работы за 1985г. по капстроительству и у ответственного работника правительства по строительству природоохранного объекта

 

«Станция нейтрализации».

10. Не пьяница, не лентяй.

Приложения:

  1. У карабелов Тюмени.
  2. Дело каждого дня.

Биография

Перед прошлым - склони голову

Перед будущим – засучи рукава.

Традицию нельзя унаследовать,

Ее надо завоевать.

Я, Чернаков Леонид Филиппович, родился 15 июля 1936г. в деревне Аксеново Омской области расположенной в 100 км. на север от города Омска. Отец, Чернаков Филипп Иванович 1908г. рождения до призыва в армию работал в колхозе «Серп и молот», расположенном в этой деревне, бухгалтером-счетоводом. В 1941г .был призван в армию и попал на фронт, воевал в пехоте в тот период, когда одну винтовку выдавали на трех солдат, оружие надо было добывать в бою. В сентябре 1941г. геройски погиб на Ленинградском фронте.

Мать, Чернакова Анна Ивановна, 1910г. рождения работала в колхозе дояркой и одна воспитывала четверых детей дошкольного возраста.

По совету старшего брата, Чернакова Виталия Филипповича, я в 1952г. поступил в Омское речное училище, где кормили и одевали, которое окончил в 1956г. получив специальность техника – судостроителя. После сдачи Государственных экзаменов, документы об окончании училища не выдавались, так как нужно было дослужить на Тихоокеанском флоте.

 

Служба на береговых батареях Тихоокеанского флота.

 

Основы военно-морского дела я изучал на военно-морской кафедре Омского речного училища, где впервые изучал торпеду и корабельную зенитную установку калибра 12,7 мм.

Училище было военным, форма морская, речная, погоны, наряды, переход даже в столовую строем, выход в город в форме и только по увольнительным. Строгая военная дисциплина, режим.

Преподавателями на военно-морской кафедре были офицеры служившие на флоте в звании капитан-лейтенант, капитан 11 ранга – командир торпедного катера. Командиром роты был старший лейтенант, потом капитан. Преподавал нам, будущим командирам огневого взвода, правила стрельбы береговой батареи 130 мм.

После 111 курса училища, я служил матросом на береговой батарее 130 мм. на острове «Русский» недалеко от города Владивостока, где и принял присягу.

После окончания училища я шесть месяцев служил главным старшиной на береговой батарее 130 мм. В районе города Находка.

После окончания шестимесячных сборов мне было присвоено звание младшего лейтенанта береговой обороны.

В 1960г. (я уже работал на заводе) меня направили служить на курсы молодых командиров в город Хабаровск на специальную базу, после окончания курсов присвоили звание- лейтенант. В этот период я познакомился с батареями 180 и 395 мм на острове «Русский». По возвращении в Тюмень, по призыву военкомата, я несколько раз оканчивал кратковременные курсы после работы при доме офицеров и пехотном училище.

По достижении шестидесятилетнего возраста в звании капитан был снят с военного учета.

В период службы на береговых батареях активно, на сколько позволяло время, занимался боксом. Выступал в полутяжелом весе, был чемпионом училища, батареи, соединения, а в 1956г. чемпионом береговой обороны Тихоокеанского флота, выступая хорошо во Владивостоке.

 

В здоровом теле – здоровый дух.

 

В Омском речном училище большое внимание уделялось физической подготовке курсантов. Курсанты не раз добивались первых мест в соревнованиях по классической борьбе, боксу, легкой атлетике, гребле и другим видам спорта.

Старший брат, Чернаков Виталий Филиппович, на шесть лет раньше меня окончил штурманское отделение речного училища. В период учебы в училище имел значительные успехи в спорте, был чемпионом города по боксу в тяжелом весе, финалистом на первенстве ЦСО «Водник» СССР. Поэтому с первых дней учебы в училище я занимался боксом, лыжами, шахматами, волейболом. Спортом я продолжал заниматься и в период работы на заводе. Увлечением спортом я обязан старшему брату, училищу. Иметь успех в спорте - значит не пить, не курить, соблюдать режим труда и отдыха. Работая на заводе, я продолжал заниматься различными видами спорта, кроме бокса, т. к. после тренировок по боксу (ударов в голову) трудно было учиться в вечернем институте.

В 1959г. за трудовые и спортивные успехи завод направил меня в город Красноярск на учебно-тренировочные сборы по подготовке общественных инструкторов по туризму на базе ЦТЭУ ВЦСПС, которые, я успешно окончил. По прошествии многих лет, я считаю, что успехи в труде и спорте, общественной жизни, могут быть достигнуты, благодаря правильному образу жизни, режиму труда и отдыха. Из трудолюбивого, стеснительного, крестьянского молодого человека с активной жизненной позицией я все жизненные силы направил на мирные цели – сформировался современный успешный человек, которому не в тягость заниматься успешно трудовой деятельностью, учебой, спортом и общественными делами. Я успешно выполнял комсомольские и профсоюзные обязанности: был комсоргом, потом председателем профсоюзного комитета, где числилось 600 человек членов профсоюза, был председателем бытового совета общежития по улице Елизарова. Был командиром ДНД цеха, активным рационализатором (имею десять удостоверений по рационализаторским предложениям), отличник Всесоюзного социалистического соревнования, В 1978г. награжден значком «Отличник социалистического соревнования министерства судостроительной промышленности СССР», два раза награждался знаком «Отличник гражданской обороны СССР» и т. д..

 

 

Любовь к труду

 После призыва в армию моего отца в 1942г., его гибели все заботы по воспитанию четверых детей дошкольного возраста легли на плечи матери, Чернаковой Анны Ивановны, которая умело замечала хорошо выполненную работу. Поэтому все трудности крестьянской жизни мы познали с раннего детского возраста. Лучше своих одногодков умели собирать дары природы: грибы, ягоды, клубни картофеля, оставшиеся после уборки, колоски зерновых – пшеницы, ячменя и ржи. Умело помогали матери вести крестьянское хозяйство, ухаживали за животными, птицами ,ухаживали за младшими членами семьи, всю жизненную энергию направляли на мирные цели. Мать показывала пример трудолюбия, благодаря этому мы выжили в трудные военные годы. Хорошо выполнять любую работу, заниматься спортом, учиться мне было не в тягость, а стало правилом на всю жизнь.

За трудовые успехи, активную жизненную позицию я быстро продвигался по службе, постоянно награждался почетными грамотами завода и города.

В 1982г. мне было присвоено звание «Ветеран Тюменского судостроительного завода» с вручением удостоверения, нагрудного знака и ценного подарка. В 1973г. награжден знаком «Победитель социалистического соревнования», медалью «За доблестный труд» в ознаменование столетия со дня рождения В. И. Ленина, в 1987 г. медалью «Ветеран труда», отличник социалистического соревнования министерства Судостроительной промышленности СССР. Международным союзом научных и инженерных общественных объединений я награжден серебряной медалью имени Шухова В. Г. и многими грамотами.

 

Трудовая и общественная деятельность на Тюменском судостроительном заводе.

 

17 апреля 1957г. я был зачислен в судокорпусной цех №9 на участок плоскостных секций в бригаду Морозова Виктора Павловича в качестве техника-ученика судового сборщика. В бригаде работало 16-18 человек, бригадир владел 5-6 профессиями. Виктор Павлович вскоре был переведен мастером по сборке, а я на этом же участке, с 1 сентября 1957г. мастером по сварке. С января 1959г. меня перевели мастером стапельного участка, сначала не самоходного флота, а потом участка сборки танкеров 866 проекта с пятью боками, потом мастером по сборке грузопассажирских теплоходов проекта 860, для перевозки 304 пассажиров и 80 тонн продовольственных грузов. Старшим мастером был Николай Дмитриевич Цепелев, а контрольным мастером Федор Александрович Загулин. Коллективом завода было сделано четыре грузопассажирских теплохода: «Тюмень», «Космонавт Гагарин», «Калашников»,  и «Тобол». Строительство судов данного класса потребовало повышения квалификации нескольких сот работающих, так как применялись новые материалы и предъявлялись более высокие требования к качеству для снижения шума и вибрации корпуса. Усложнялась технология сборки корпуса теплохода и особенно надстройки в 1 2 этажа. Тогда я принял решение - необходимо закончить институт. С апреля 1961г. я работал старшим мастером стапельного участка. В этот период проводились большие, целенаправленные работы по созданию в цехе№9 комплексных бригад.

В 1963-1965г.г., кроме самоходного флота, требовалось построить сначала 10 нефтеналивных барж в год, потом план повысили до 30 барж в год.

С сентября 1961г. я работал заместителем начальника цеха №9. Начальниками цеха в разные годы были: Тавосин Борис Михайлович, Шустров Иван Иванович, Лыхин Юрий Михайлович.

В 1962 году я поступил на вечернее отделение Свердловского Политехнического института имени С. М. Кирова.

Занятия проходили в здании Тюменского машиностроительного техникума, а на лабораторные работы выезжали в город Свердловск.

19 января 1966г., когда я учился на 4 курсе института, меня назначили начальником цеха №9.

2 августа 1967г .я был назначен начальником цеха №7, а 1 июля 1968г. переведен заместителем начальника производственно-диспетчерского отдела завода, отдел возглавлял Филюрин Александр Иванович.

С 6 августа 1968г. и до 14 августа 1973г. работал начальником цеха №9.

С 14 августа 1973 года по 31 марта 1980 года работал секретарем партийного комитета завода

В 1978г. окончил университет Марксизма-Ленинизма, отделение философии.

С 31 марта1980г. по 1 апреля 1987г. работал заместителем директора по капитальному строительству.

 

О коллегах по работе на заводе.

За период работы на заводе с 17 апреля 1957г. по 1 апреля 1987г. работал на разных должностях с директором Петром Петровичем Потаповым-Героем Социалистического труда, лауреатом Государственной премии СССР, Почетным гражданином Города Тюмени. С первых дней совместной работы с Потаповым, я воспринял его как строгого, справедливого и талантливого руководителя, он был для меня примером делового директора, я был дисциплинированным, стремился хорошо работать, не жалел сил.

Главным заместителем у Потапова был главный инженер завода Гуськов Валентин Иванович – технарь, трудоголик, исполнял волю директора в повседневной жизни, более доступный, чем директор. В разные периоды у директора было до восьми заместителей, в том числе два помощника директора.

У меня сложились деловые, товарищеские отношения с заместителями, начальниками цехов и отделов. Определяющим при этом – честное выполнение должностных обязанностей для выполнения заводом государственного плана.

 

Создание комплексных бригад в цехе№9.

 

С большой благодарностью вспоминаю рабочих, ИТР и служащих коллектива цеха№9 того периода.

Суровые условия труда, на открытом воздухе в любую погоду, напряженные трудовые будни, частые вечеровки, выход на работу в выходные дни для выполнения Государственного плана, сплачивали трудовой коллектив цеха к стремлению выполнить план. Для создания комплексных бригад требовались большие усилия: переубедить одиночек, которые привыкли работать на себя. Но, выполнить, резко увеличенный план, по существующей системе организации труда, было невозможно.

Первой комплексной бригадой, с числом работающих более 30 человек, была бригада Дмитрия Степановича Рыкованова, который при общей невысокой грамотности, обладал природным даром талантливого руководителя, в совершенстве владел специальностью судового сборщика, сварщика, газорезчика, судового правщика, рубщика. Он мог строго спросить с любого члена бригады за трудовую дисциплину, Качественное выполнение трудового задания.

Главными требованиями к бригадиру комплексной бригады были: трудовая дисциплина, профессиональное владение несколькими профессиями, физическая выносливость, умение организовать работу на разных участках.

Сильными бригадирами были: Шмотин Герман Евгеньевич, Чернецов Алексей Игнатович, Доровиков Владимир Николаевич, Полевщиков Федор Сидорович, Толстов Петр Иванович, Сахаров Михаил Николаевич, Калугин Савелий Тимофеевич.

Специалисты с высоким 4-5 разрядом, с других предприятий, не могли на этом уровне выполнять работу в наших бригадах.

Организация работы в различных бригадах имела существенное различие. Так бригадиры Чернецов и Толстов пользовались в работе демократичными принципами управления: терпеливое объяснение особенностей технологической сборки, работы на тонком металле. Владимир Николаевич Доровиков- показывал личное трудолюбие, больше всех работал в бригаде без перекуров. Федор Сидорович Полевщиков, вышедший из бригады Рыкованова, обгонял его в умении выполнять более сложную работу при строительстве плавучих электростанций «Северное сияние».Бригадир Дмитрий Степанович Рыкованов выгонял из своей бригады нарушителей трудовой дисциплины и они вынуждены  были увольняться.

Бригадир должен быть передовиком производства, уметь организовать выполнение любого задания на разных участках, таким требованиям соответствовали организаторы комплексных бригад: Цепелев Николай Дмитриевич, Одношивкин Михаил Кузьмич, Солодовников Владимир Иванович и другие организаторы цеха№9.

 

План-закон.

 

Коллективы цехов№7 №9 постоянно, по доброму соперничали, так как от результатов их работы в целом зависело выполнение плана.

Особенно напряженными были 1963-1965г.г., в этот период, кроме самоходного флота, надо было построить в год 10 нефтеналивных барж, а потом 30 барж в год.

Чтобы выполнить такое задание, надо было иметь большое желание, трудиться в поте лица нескольким тысячам специалистов. Сроки выполнения плана, низкая температура воздуха в декабре усложняли выполнение работ, так как при температуре 28-32 мороза металл трескался и работы не производились. Когда погодные условия позволяли, работали сверхурочно до 12-16 часов в смену и в выходные дни. В декабре, в самые короткие световые дни, организовывали освещение прожекторами или висящими низко вольтными гирляндами лампочек. В такие часы работы проверялся характер, сила воли большого числа работающих.

Примеры самоотверженной работы показывали бригадиры: Дмитрий Рыкованов, Федор Полевщиков, Владимир Доровиков и другие, которые работали без дефектов, продленные смены, с максимальной отдачей, закаляли и других участников трудового процесса, закаляли новичков, сплачивали коллектив, становились правилами, традициями на всю жизнь.

Умение организовать такую работу, позволяло завоевывать призовые места в межцеховом соревновании.

 

Решение вопросов по строительству в городе Москве.

 

В период работы секретарем партийного комитета завода, мы совместно с Потаповым были несколько раз на приеме у министра Бориса Евстафьевича Бутомы, позднее у Игоря Сергеевича Белоусова, в ЦК КПСС и Госплане СССР.

Как правило, к подобным встречам мы много готовились, привозили фотографии двухэтажных деревянных домов по улице Новгородской в период весны, к домам можно было подойти только по временным мосткам, на первых этажах квартиры затоплены водой, а на 2ом этаже живут работники завода - передовики производства. Кроме таких фотографий, прикладывалось еще много вспомогательных материалов: о трудовых буднях, успехах в спорте работников нашего завода. Один раз возглавлял нашу группу второй секретарь РК КПСС Анатолий Петрович Назаров.

По результатам этих встреч, было поручено министерству Промышленного строительства СССР и Минэнерго провести реконструкцию судокорпусного производства, построить эллинг, общежитие на 940 мест с убежищем на 680 мест и станцию нейтрализации- природоохранный объект.Запсибжилстрою было поручено строить пансионат на 720 мест по улице Горького и на  328 мест по улице Щорса. два крупнопанельных дома на 144 квартиры каждый по улице Щорса с магистральной канализацией, дома по улице Курской и Холодильной, отдельно стоящий магазин.

 

Капитальное строительство в 1957-1987г.г..

 

Завод располагался на правом берегу реки Тура и занимал 56 гектаров болотистой местности. Для подготовки площадок под строительные объекты сначала требуется намывать песок или грунт и засыпать болотистые места. Промышленное и гражданское строительство осуществлялось группой специалистов ОКСа, начальником  ОКСа, зам. директора по строительству, главным инженером ОКСа был Григоров Николай Васильевич, начальником ПЭО- Савельева Людмила Васильевна, позднее – Брянцева Руфина Георгиевна, главный бухгалтер- Глухих Людмила Самуиловна, старший инженер по оборудованию- Вараксин Тимофей Петрович, позднее- Игнатов Анатолий Васильевич и Щекина Елена Васильевна, группа строительных материалов- Росляков Юрий Прокопьевич, потом- его сын Росляков Владимир Юрьевич, технический надзор- Домрочева Татьяна Ивановна.

Непосредственно на строительных объектах работали: старший прораб Нохрин Сергей Николаевич, мастер отделочников Овчинников Яков Иванович, механик ОКСа Ерошкин Виктор- ответственный за техническое состояние кранов и бетономешалок, заведующая складским хозяйством- Рослякова Клавдия Филипповна. Малочисленный состав ОКСа укреплялся за счет штатов завода, когда строили объекты подсобного хозяйства в районе деревни Криводаново, при строительстве санатория-профилактория.

 

Строительство хозяйственным способом.

 

Строительных подразделений, закрепленных за заводом, было мало, поэтому большинство строительных объектов было возведено хозспособом, т. е. с активным участием коллективов цехов и отделов, силами самозастройщиков.

Списки самозастройщиков определялись администрацией цехов и отделов из числа работников нуждающихся в улучшении жилищных условий, передовиков производства, с ними заключали дополнительный договор. В зависимости от числа комнат в квартире, которые должен бесплатно получить работник цеха, отдела, определялась сумма от 2 5 тысяч рублей, которую необходимо было выработать на строительных объектах, до ввода дома. Эту сумму необходимо было заработать после основной работы, в выходные или дни отдыха. Допускалось выработка установленной суммы членами семьи при изготовлении для строителей специальной оснастки. Характерный пример выработки задания для Новоселова Геннадия Петровича, который работал начальником бюро в отделе главного технолога и получил задание построить КНС по улице Елизарова. Работа проводилась зимой, в позднее время, когда отпускался товарный бетон и были свободны автокраны, а свою основную работу выполнял в ночное время и в выходные.

При активной помощи главного технолога Юрия Артемьевича Андреева, создавалась рабочая группа из работников отдела численностью до 18 человек в смену, так как много работ выполнялось вручную. Задание самозастройщику,не имеющему строительной профессии, практически не возможно было выполнить за год-два, в течение которого возводился дом.

Заместители директора часто менялись из-за специфики организации работ и особых трудностей. Рушальщиков Ю, Н, Нестин А., П., Карчевский В. И., Чернаков А. Ф., позднее опять Карчевский В. Н., Азаматов А. В..

В эти годы были построены Минэнерго (управляющий Огороднов А. Е.) эллинг, станция нейтрализации, спусковые устройства, реконструирован корпус заготовительного цеха.

Минтрансстрой (начальник главка Фрадкин) построены: общежитие на 940 мест с убежищем на 680 мест по улице С. Ковалевской, корпуса цехов машиностроительного блока. Генподрядчиком Сиюжилстрой (начальник объединения Варшавский И. П.) построено с активной поддержкой коллектива самозастойщиков завода два пансионата на 720 мест по улице Горького и на 328 мест по улице Щорса, 104 квартирный дом по улице Щорса, два 144 квартирных дома по улице Холодильной, Курской с пристроенным магазином и магистральной канализацией Ф650 мм. по улице Курской.

Остальные объекты по улицам Холодильной, Минской, Жигулевской, Харьковской построены самозастройщиками завода.

Партийная поддержка.

 

После того, как было построено здание эллинга, нужно было получить и смонтировать специальные мостовые краны, которые должны были поступить из Харьковской области.

При постоянной поддержке и помощи промышленного отдела обкома партии (заместитель заведующего отделом Агеев Михаил Федорович) было подготовлено и подписано письмо вторым секретарем обкома Шмалем Г. И. в ЦК КПСС Украины и Харьковский обком партии по вопросу поставки мостовых кранов на завод. Со всеми необходимыми письмами и реквизитами я выехал в Киев, потом в Харьков для получения кранового оборудования и согласования сроков изготовления и поставки кранов на завод.

В согласованные сроки краны и оборудование были доставлены и смонтированы в эллинге. Сбылась мечта тружеников завода - собирать и строить суда в помещении- эллинге.

По аналогичной схеме, мне довелось ускорять изготовление на заводе в городе Рустави (Грузия) кран-труба в северном исполнении, для строительства 9-12 этажных домов.

С годами меняются люди и ценности, по другому воспринимаются успехи и трудности. Каждому человеку они присущи. И только в зрелом возрасте можно правильно оценить талант руководителя и его соратников, специалистов, их успехи и просчеты.

 

Отчет на коллегии министерства  по итогам работы за 1985г. по капитальному строительству и у ответственного работника правительства по строительству природоохранного объекта - станции нейтрализации.

 

Коллектив завода ежегодно успешно выполнял план по основным показателям.

 

Выполняли план и хозспособом но сложно вводили объекты генподрядчики министерство транспортного строительства СССР и министерство энергетики СССР. Министерства, 7 Главное управление ежемесячно, каждую неделю контролировало ход выполнения работ, определяло размер премии руководству завода.

За семь лет работы заместителем директора по капстроительству, меня два раза вызывали с отчетами - один раз на коллегию министерства, один раз к ответственному работнику правительства. Коллегию вел Игорь Сергеевич Белоусов- министр. И хотя в целом план перевыполнялся по объемам, срок ввода 9 этажного общежития на 940 мест, особенно убежища на 680 мест был под вопросом - шел жесткий допрос. На коллегии по этому вопросу присутствовали Николай Семенович Курсов - заместитель начальника Главка по строительству, а объяснял, как обеспечить ввод объекта Чернаков Леонид Филиппович. Отчет был вручен каждому члену коллегии, а своими словами требовалось пояснить о дополнительных мерах коллектива завода по вводу объектов. Отчет длился 30 минут, было записано - «Принять к сведению заявление тов. Чернакова Л. Ф., что объекты будут сданы в срок», а мои постановочные вопросы не учитывались, не принимались.

Примерно по такой же схеме оформлялся мой отчет у ответственного представителя правительства Сергея Степановича Матвеева, где со мной был Иван Федорович Алексеев и начальник Главка Минэнерго- Фалеев А. А.

 

Не пьяница, не лентяй.

 

Тридцать лет я добросовестно проработал на Тюменском судостроительном заводе. За этот период меня несколько раз приглашали работать на другие предприятия. Были предложения возглавить другое предприятие - Химфармзавод, главным конструктором на завод БКУ и другие достойные предложения. Но директор завода Потапов П. П. умело удерживал меня от этих предложений. Хорошие специалисты на заводе всегда ценились, были нужны заводу, продвигались по служебной лестнице. В один такой момент я стал заместителем директора по капитальному строительству - перешел на отстающий участок, так как строительство в городе и на заводе всегда шло трудно. Поэтому, когда я получил предложение перейти работать директором областного дома НТО, то не сразу получил одобрение Потапова. Это в последний момент, перед уходом с завода на окончательной беседе, он мне заявил, что я безусловно справлюсь с предложенной работой, так как – «ты не лентяй и не пьяница».Последующие годы подтвердили правильность слов Потапова. Хотя вопросами НТО я раньше не занимался, а приход на новую работу совпал с развалом СССР, и стали формироваться новые производственные  и общественные отношения, мы одни из первых в НТО СССР стали работать по заказам промышленных и общественных организаций. Проявили новую инициативу - создали Межрегиональный средний центр «Дом науки и техники» в городе Тюмени, значительно увеличили объемы (в несколько раз) научно технической работы. Из 80 домов НТО в России стали постоянными призерами, наш труд неоднократно отмечался Союзом научных и инженерных обществ России.

В 1996-2002г.г. Президиум координационного совета союза научных и инженерных организаций Российской федерации меня награждали почетными грамотами, а в 1998г. серебряной медалью имени Владимира Григорьевича Шухова-1953-1939г.г.- первый инженер Российской империи.

Подробности успешной работы в системе НТО- это другая история.

Некоторые успехи коллектива и мои освещены в брошюре Винникова Б. В. за 1997г.

«Обновление и развитие».

Тридцатилетняя собственная практика, тесный контакт с выдающимся организатором производства П. П. Потаповым обогатили управленческим опытом, умением определять сложные направления происходящих в обществе изменений и на основе этого делать выводы, позволяющие выходить из испытаний с наименьшими потерями, а может быть вовсе без таковых и даже с прибылью.

Переходом на работу в систему ЕТО я обязан Михаилу Федоровичу Агееву в то время работавшему секретарем областного совета профсоюзов, который сразу меня поддержал и потом некоторое время осуществлял шефство.