Нусс А.Я.

  • Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Воспоминания Нусса А. Я.

После окончания семи классов мне хотелось уехать из деревни и поступить на учебу в город для получения хорошей специальности. В г. Тюмени я поступил учиться в ремесленное училище судостроительного завода. Меня приняли в группу токарей.

После окончания ремесленного училища в июле 1949г. меня направили на работу на Тюменский судостроительный завод в цех №5, токарем. Завод встретил меня хорошо. Определили рабочее место, дали место для проживания в хорошем общежитии. Сразу предоставили отпуск и выдали подъемные деньги. Отпуск я провел в деревне у матери. После отпуска я пришел на завод на свое рабочее место.

Цех №5 в то время был самым лучшим цехом на заводе. Здание было кирпичное, высокое, светлое. В середине корпуса возвышался второй этаж, где в основном размещались служебные помещения и не большой слесарный участок. Заготовки и детали для сборки мелких узлов поднимали шахтоподъемником на слесарный участок.

Пол в цехе в то время был деревянный. Все оборудование было установлено на заливной фундамент. В первой половине здания цеха размещался механический участок.

Все оборудование было установлено строго по группам: 1-участок мелкотокарных станков; 2- крупнотокарные станки; 3- фрезерные и строгальные станки. Для подъема тяжелых деталей был смонтирован на рельсах мостовой кран.

Во второй половине цеха размещались:1- слесарно-монтажный участок;2- участок радиально сверлильных станков; 3- два продольно строгальных станка.

В конце цеха размещался сварочный участок.

Между механическим и слесарным участком размещались: 1- склады деталей и мелких заготовок; 2- инструментально-раздаточная кладовая.

По всей длине цеха были проложены рельсы с выходом на улицу. По рельсам ходили две тележки на которых подвозили заготовки к станкам, перевозили детали от одного станка к другому, транспортировали готовую продукцию.

Когда я начал работать в цехе №5, то начальником был Арвянский, после него немного работал Мочалов Ю.И., затем цех принял Матвеев С.С., после него был Юферов А.А. и последним моим начальником был Малыгин Г. Д..

В цехе работало много опытных токарей и фрезеровщиков, которые в годы войны были эвакуированы вместе с оборудованием с Балтийского судостроительного завода города Ленинграда. Мне очень запомнились: токари : Сучков Николай, Еричев Александр, Караваев, Вольхин, у которых всегда можно было получить хорошую консультацию. Старшим мастером механического участка был тоже ленинградец – Тонзи Эдуард Иванович. Он руководил только крупными станками. Эдуард Иванович был моим наставником, под его руководством я стал одним из ведущих токарей цеха.

Помню в цех поступил аварийный заказ. На городской электростанции, которая обеспечивала весь город и предприятия электроэнергией у одного из дизелей вышел из строя коленчатый вал. Самое большое в городе оборудование  для обработки таких валов было в цехе №5 судостроительного завода. Коренные шейки я проточил просто, а эллипс мотылевых шеек мы с Эдуардом Ивановичем выпиливали напильниками вручную, а затем полировали шкурками. Вал мы ремонтировали на токарном станке «Леблонд». Работая токарем на станке «Ланг», мне приходилось обрабатывать все баллеры рулей на буксиры и баржи. Когда на заводе осваивали изготовление нефтеналивных танкеров, на первые два танкера упорные и гребные валы были изготовлены мной.

В дальнейшем валовая линия поставлялась с Сормовского завода, город Горький.

Ремонтировал я и плунжер парового прессаТюменского фанерокомбината.

Тонзи Э.И. был высококвалифицированным специалистом в области механообработки, от него трудно было скрыть допущенные ошибки в работе. Мастером ОТК был Култышев В. В.

В 1958г. после окончания Машиностроительного техникума меня поставили мастером токарного участка. Работали мы в три смены. Старшим мастером был Рыженков Петр Егорович, сменными мастерами были Ваганов, Петровский и Нусс. Токарями в основном работали бывшие выпускники ремесленного училища и кое-кто из старых рабочих.

В первые годы работы на заводе была очень строгая трудовая дисциплина. За прогулы судили народным судом и в основном наказывали материально. Например: присудили 6/25, то есть 6 месяцев из зарплаты удерживали 25% от зарплаты.

В 1960г. меня перевели работать мастером фрезерно-строгального участка. В то время на заводе было организовано новое производство- «машиностроение». На моем участке резко увеличился объем работы и, чтобы как-то с ним справляться, я на рабочем собрании участка предложил следующую технологию обработки деталей: один рабочий полностью обрабатывает деталь на многих станках (строгальных, долбежных и других) и окончательно сдает ее ОТК. Применив эту технологию, участок выполнял объем работ с меньшим числом станочников, которые в то время были дефицитом.

Цех №5 был основным поставщиком деталей на судостроение и машиностроение, пока не организовали цех №15.

Цех изготавливал шлюпочные лебедки, брашпили для подъема якорей, лебедки на китобойную флотилию и многое другое.

Стружку от станков убирали вручную и вывозили на улицу, контейнеров под стружку не было. Были случаи, когда стружки скапливалось очень много, снимали рабочих от станков на уборку стружки.

С приходом в цех начальником Малыгина Г.Д., цех стал преображаться. Деревянный пол убрали и уложили асфальт, окна все вымыли и покрасили, стало намного светлее. Все станки покрасили. Изготовили новые тумбочки для рабочих. Оборудовали женскую и мужскую раздевалки. До этого все рабочие не имели возможности переодеваться и ходили на работу в грязных спецовках.

В цехе организовали художественную самодеятельность, которой руководил Казаков Константин Иванович. На втором этаже оборудовали хороший красный уголок, где можно было в обеденный перерыв отдохнуть и почитать свежую газету. Цех №5 в то время был самым лучшим по культуре производства на заводе. Цеховая самодеятельность выступала в заводском клубе. Прицеховая территория всегда содержалась в образцовом порядке. Территория цеха одной стороной выходила на берег реки Туры. В 30 метрах от цеха располагалась заводская столовая. Вся территория цеха была асфальтирована.

В 1962г. меня перевели на работу во вновь организованный механосборочный цех №15 заместителем начальника цеха.

Моя жизнь в фотографиях.

Фото №1, 1956г.

Я обрабатываю рулевой баллер на станке «Ланг».

Фото №2.

Рабочий момент на курсах повышения квалификации при ремесленном училище, в центре группы Нусс А. Я.

Фото № 3.

На первомайской демонстрации.

Слева на право: Кузин М. П.- начальник цеха № 13, Карпов Ю. Л. – начальник цеха №15, Нусс А. Я. –зам. начальника цеха, Спасенкова К. –кладовщица, Важенин В. В. –старший мастер, Елсуфьева А. –кладовщица.